В то время как широкая общественность бредит «Игрой престолов», Средиземьем и приключениями Конана-варвара, фэнтезийные романы американского писателя Дэвида Эддингса (1931-2009 гг.) остаются в тени. И совершенно напрасно. Мастер создал целую книжную вселенную, на страницах которой светлые воители сражаются с исчадиями зла, священнослужители погрязли в дворцовых интригах, а Старшие и Младшие боги активно вмешиваются в дела рода людского. Речь, разумеется, идёт о так называемых хрониках Спархока – шести романах, объединённых главным героем – рыцарем-пандионцем (не путать с мандалорцем). Сегодня в центре внимания трилогия «Хроники Элении», включающая в себя книги «Алмазный трон», «Рубиновый рыцарь» и «Сапфирная роза».
Вопреки обыкновению, сюжет не стану пересказывать даже вкратце. Остановлюсь лишь на некоторых моментах. Фэнтези Эддингса – в первую очередь про человека, со всеми его достоинствами и пороками. Эльфийские уши здесь не выглядывают в виде закладок, а орочьи армии не наступают по хребтам книжных переплётов. Да и ни к чему это, ведь заслышав о лютой злобе, ненависти и коварстве первосвященника Энниаса, любой гоблинский вождь удавится от зависти. А добродетельное самопожертвование братьев воинствующих Орденов даст сто очков форы защитникам Гондора.
Своих героев писатель показывает максимально выпукло и контрастно, чёрное здесь черней сажи, а от сияния света, ощущение, можно ослепнуть. Даже нейтральные персонажи настолько серы и неприметны, что станут своими в любой мышиной стае. Но, как ни странно, герои не кажутся скучными и «картонными», они так ловко вписаны в окружающий мир (или наоборот – политическая и международная обстановка так повлияла на них), что другими быть просто не могут.
«Хроники Элении» – один большой квест. Чтобы спасти свою воспитанницу, королеву и будущую супругу Элану, предательски отравленную и угасающую, рыцарь Спархок посетит разные страны и города, проникнет в самые отдалённые уголки. Так что перед финальной битвой с богом Азешем у читателя сложится довольно полное представление о проживающих в Элении народах, их обычаях и традициях, вооружённых силах, политическом строе... Хотел бы сказать, что нередко жизнь «путешественника» будет висеть на волоске, но язык не поворачивается. Добро Эддингса оказалось с такими крепкими кулаками, что любому злопыхателю я бы посоветовал рыть яму заранее.
Разумеется, рыцарь-пандионец не один. В странствии ему помогают надежные друзья. Оруженосец Кьюррик страшной булавой быстро поставит наглеца на место, а если ещё своё веское слово скажет топор талесийского графа Улэфа, то головы врагов застучат по мостовой словно горох. И ведь нельзя забывать о мечах Келтэна, Тиниена, Бевьера, а также об острых коленях очаровательной двухметровой великанши Миртаи. Грубую силу уравновешивает мудрость стирикской волшебницы и наставницы Спархока Сефрении.
И вот что любопытно. Сефрения – вылитая ведьма, ну разве что добрая. Она из племени стириков, поклоняется языческим богам, но вместе с тем обучает враждебной магии рыцарей воинствующих Орденов. А не является ли прямым нарушением и кощунством людям, несущим свет и слово эленийских богов, принимать помощь от неверных? С другой стороны, попробовал бы кто-нибудь что-то запретить братьям-рыцарям! Думаю, что уже через час в его доме звучала бы траурная музыка.
Всегда уважал людей, которые знают, о чём пишут. У Эддингса не найти безумных атак ангмарских конных арбалетчиков, построений лучников «расчёской» и прочей ахинеи. Даже кольчуг на голое тело никто не носит (на что Конан, вероятно, презрительно бы сплюнул – слабаки)! В «Хрониках Элении» персонажи по-настоящему изнывают от тяжести доспехов, которые, плюс ко всему, ещё и чистить приходится! Выглядит достаточно убедительно.
Юмора в книге не то чтобы много, но он есть. Возьмём, например, момент, когда «путешественники» выясняли, чья очередь готовить у лагерного костра. Повара на вечер всегда и безошибочно определял Улэф. И при этом не вёл никаких учётов и записей. Похоже, он просто дожидался, пока кто-нибудь первым не спросит, чья очередь, тыкал в любопытствующего пальцем и отвечал: «Ты!» Сам Улэф при такой «очерёдности», разумеется, не кашеварил ни разу.
Сказывают, что «Хроники Элении» Эддингсу помогала писать супруга. Сразу становится понятным ОЧЕНЬ почтительное отношение к женским персонажам и всепоглощающая ЛЮБОВЬ.
Впрочем, любая хорошая история, даже рыцарский роман, рано или поздно заканчивается. И только боги способны спасти героев от рутины, серых будней и домашнего быта:
«Вечное дитя, Богиня Афраэль, поднялась и встала своими маленькими ножками прямо на широкую спину Фарэна. Ее блестящие черные волосы струились по ветру, а чудные звуки волшебной свирели уносились ввысь, навстречу рассвету. И не отрывая губ от свирели, она закружилась в танце, в восторге и ликовании вознося к небесам свою чарующую песнь. <...>
С благоговением взирали они из окон дома, которого и вовсе здесь не было. Печаль и тоска, некогда поселившиеся в их душах, потихоньку таяли, и вскоре навсегда оставили их. И сердца их расцветали в звуках волшебной песни, дарующей возрождение и возвещающей о том, что страшная зима отступила и на землю снова вернулась весна». (Д. Эддингс, «Сапфирная роза»).
Антон АГЕЕВ.
Иллюстрации из архива автора и открытых источников.
#книгочей
#эления
#фэнтези
#лучшие книги
#рыцари
#спархок
#меч и магия
#дэвид эддингс
#хроники
#роман