Ух, какая прекрасная по своей отделке вещь есть в коллекции сарматских древностей в Государственном историческом музее. И хотя личной истории у этой вещи нет, она тянет за собой целый менталитет. Но обо всем по порядку.
Итак, во II веке до нашей эры в степи Северного Причерноморья пришли новые кочевые племена – сарматы. Пришли они из Нижнего Поволжья и Южного Приуралья. У нас, кстати, есть статья с изложением результатов большого генетического исследования, опубликованных в 2021 году. Его авторы проследили генетический след сарматов от степей Причерноморья на восток по известным погребениям. И знаете что? Предки сарматов жили на Урале.
Впрочем, вернемся к нашему канфару. В 1881 году в Прикубанье (а где же еще? Ведь именно там обнаружено самое большое количество богатых сарматских курганов) недалеко от станицы Северская казаки нашли и раскопали большой курган. Впрочем, доследовал его ученый секретарь Исторического музея и действительный член Императорского Московского Археологического общества В. И. Сизов, так что мы теперь знаем о Северском кургане не так уж мало.
Оказалось, что еще в эпоху бронзы здесь было совершено погребение, а сверху сделана полусферическая насыпь. По какой-то причине тысячелетие спустя – во II-I веках до нашей эры – соплеменники богатого и уважаемого сармата решили его похоронить тут же. Из известняковых плит был составлен каменный ящик, в котором и упокоился усопший. Конечно, кочевник оставался кочевником и после смерти – рядом с ним похоронили и коня с уздечным набором.
А что же положили в могилу своему товарищу его сородичи? О, это был весьма богатый погребальный инвентарь: железный нож, керамические сосуды (впрочем, этим не удивить) и много золотых и серебряных предметов или украшений предметов. Например, золотая фибула со стеклянными вставками, два золотых же ободка ритонов, серебряную поясную пряжку, серебряный «рог», а также золотой статер царя Боспорского государства Перисада.
Но это еще не все – в самой насыпи над погребением также нашли каменный цилиндр с орнаментом и челюсть лошади с железным кольцом, обложенным золотым листом, и железные удила с псалиями. А еще снова золото: три бляхи с изображением грифона, еще один статер Перисада и – самое замечательное – фалар (на следующей фотографии в центре).
Фалар – это нагрудная бляха для коня, и конкретно на этом изображена мифологическая сцена. По мнению специалистов, она относится к культу Диониса – бога виноделия. Судите сами:
Слева на пантере, которая высунула язык, скачет всадник без бороды, но с длинной косой. На шее у него – гривна, на талии – пояс, на ногах – штаны, которые еще и заправлены в обувь. Под пантерой валяется голова врага.
На переднем плане в центре стоит женская фигура, на ней длинное платье, поверх которого надета короткая туника, на талии – пояс, на голове – шлем с узором, в правой руке - щит. Женщина тоже кого-то победила и держит его за волосы.
Боги, похоже, греческие, но культ синкретический, то есть, в нем соединены черты как местных верований, так и чужих религий. Нет, не стал скиф греком.
Но главное в погребальном инвентаре для нас – стеклянные чаши (правда, они были найдены внутри ящика с костями умершего): целыми сохранились две, от еще одной остались лишь фрагменты и еще от двух сосудов остался золотой декор. Вот одну из целых чаш мы сейчас и рассмотрим внимательнее.
Это канфар – кубок для вина. Такие кубки были распространены по всей Древней Греции, а также в городах и городках Боспора. Кочевники их делать не умели, но тоже хотели пить вино, «как греки». Однако скифу греком не стать, и не только потому, что вино водой они не разбавляли.
Обычный стеклянный сосуд показался сарматам слишком простым, «не по чину», и мастер украсил его золотым декором – окантовкой с подвесками и десятью цветными вставками из темно-красного стекла.
Этих подвесок – 30, и каждая заканчивается сердоликовой бусиной и золотым шариком. С ручек тоже свисают по две таких же цепочки.
Бог знает, удобно ли было пить из такого кубка, но то, что он выглядел дорого-богато, – несомненно. Более того, он (и еще четыре) отправился вместе с уважаемым человеком на тот свет, чтобы было ему с чем пировать, показывая сотрапезникам свой социальный статус.
Хотите ли вы еще рассказов об экспонатах Государственного Исторического музея, уважаемые читатели?
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.