Найти тему

«На игле» (1996): о фильме, неснятые сцены и немного о смысле

«На игле» (1996): о фильме, неснятые сцены и немного о смысле. Один из лучших фильмов в истории кинематографа и №1 в моём личном списке — «Глазеть на поезда» по одноимённой книге Уэлша.

Название.

В 96-м году ужасные переводчики, думается, не особо переживали, переводя какой-то шотландский фильм про наркоманов. Оригинальное название явно не прельщало его смотреть, а «На игле», тем более для 90-х — самое то. Та же фигня случилась с «Ромпером Стомпером» (название нацистской обуви) 92-го, который стал «Скинами». «На игле» дал «Ромперу Стомперу» сто очков вперёд и вообще стал культовым фильмом, запустившим карьеру Макгрегора, Бойла и ряда других актёров.

Между тем, откуда такое — «Trainspotting»? Всё из книги. Пара глав книги называется именно так — «Глазеть за поездами там-то». Отсюда и название фильма и один из его редких минусов — ну правда же, зачем так называть, если даже и близко с поездами связи нет.

Увы, перевод фильма при ближайшем внимании, оказывается, также несёт ряд ошибок, но это будет, возможно, предметом другой статьи.

Имена персонажей.

Тут же нельзя не коснуться и перевода имён главных героев, который тоже вызывает массу вопросов. Как их зовут на деле:

Марк Рентон — главный герой. Его порой зовут сокращённо «Рентс».

Фрэнсис Бегби. Он же Франко.

Далее сложнее.

Больной (Sick boy). Саймон Уильямсон. Он же Кайфолом и ещё как-то в других переводах. Очевидно, что его прозвище отсылает нас к тому, что он поехавший умом, что отражено в его странноватом характере. В нашей культуре словом «больной» можно назвать в том числе и одобрительно — человека, который зациклен на какой-нибудь теме, так что именно так и стоит переводить прозвище Саймона.

Обрубок (Spud). Дэниел Мерфи. В фильмах его зовут Обрубок или Кочерыжка. Второе, конечно, ни в какие ворота. Более привычно первое, но в некоторых сценах возникает странная ситуация, когда Обрубка так называет семья его девушки Гейл. Взрослые люди и такое обращение? Дело в том, что Spud-ом называют младших в компании, ближе к понятиям «Зеленый», «Младший», что в нашей культуре ближе к прозвищу «Малой», как и надо было бы перевести. Поэтому не странно, что взрослые люди тоже могут называть так молодого парня, который и в фильме во всех аспектах кажется младше своих друзей.

Наконец, Томми Маккензи и Диана Колстон. Тут просто.

Неснятые и непонятные сцены.

В фильме есть некоторые сцены, которые при ближайшем рассмотрении кажутся нелогичными или непонятными. Разберём все сцены, которые стали бы яснее, будь сценарий экранизирован полностью. Здесь будет приведён полный перевод неснятых эпизодов, благо, они короткие.

Сцена с собеседованием Марка и Малого (Обрубка).

-2

Не всем становится понятна мотивация героев перед собеседованием. После собеседования Обрубка закадровый голос Марка говорит:

— Обрубок не подкачал, я гордился им. Обстряпал дело в лучшем виде.

Не очень понятно, как это в лучшем, если явно собеседование было провалено. Более точный перевод сказал бы нам больше, ведь дело в том, что герои, судя по всему, получали пособие и их главной задачей было с одной стороны сохранить пособие, с другой делать вид, что они стараются найти работу, при этом ни в коем случае её не получить.

В правильном переводе закадровый голос Марка говорит так:

— …He fucked up good and proper.

То есть «он облажался прям как надо».

Но в фильме нет собеседования самого Марка, что странно, ведь видно, что герои идут на него вместе. Так вот, Марк тоже прилагает усилия, чтобы «облажаться грамотно». В сценарии его собеседование было и выглядело так:

-3

Далее.

Сцена после кражи магазина.

-4

Та самая, с которой начинается фильм. В сценарии здесь есть момент, который не вошёл в фильм, но который подсказывает, что стало косвенной причиной поимки Марка и Обрубка. Всё происходит в магазине до того, как охранники погнались за воришками.

-5

И только после этой сцены в магазине следует погоня, где Марка ловят.

Далее.

Неснятая сцена со Суонни (Матерью-Настоятельницей).

По сюжету герои получают кучу героина от Майка Форрестера и пытаются его продать. Однако у зрителя мог возникнуть вопрос, почему Майк обратился к Больному, а не к Суонни, который был главным поставщиком героина. Кроме того, сразу, как Марк получил передозировку и Суонни отправил его на такси в больницу, мы больше ни разу не встречаемся с персонажем Матери-Настоятельницы. Ответ кроется в неснятой сцене про Суонни. Она, а также следующая за ней, тоже связанная с ним, идёт сразу перед сценой, в которой Диана приходит к Марку, и они курят гашиш. Вот эти невошедшие сцены о судьбе Суонни.

-6

И дальше следует разговор Больного и Марка о Суонни и Томми.

-7

Наконец, ещё она неснятая небольшая сцена, где Диана сообщает Марку, что у неё появился парень. Она идёт сразу после того, как друзья Марка отхватили кучу героина.

-8

Судьба Суонни.

Наконец, перед самым отъездом обратно в Лондон после похорон Томми. По сценарию есть маленькая сцена на вокзале, где раскрывается то, как кончил Суонни. Из-за того, что ранее нам не показали, что Суонни лишился ноги, этот эпизод также был лишён экранизации.

Итак. Эдинбург. Остановка. Марк проходит мимо нищего, ютящегося у стены. У нищего табличка «Ветеран Фолклендов. Потерял ногу за свою страну. Пожалуйста, помогите». Нищий это Суонни.

И в самом конце.

По фильму мы видим, что Обрубок, он же Малой, открывает ячейку, где лежит его доля. Однако мы так и не понимаем, как он узнал, где эта ячейка и как у него появился ключ — об этом фильм умалчивает, тем более что Марк с деньгами ушёл спонтанно. Сценарий даёт нам ответ.

Видимо, Дэнни Бойл вставил этот кадр для эффекта, потому что по сценарию Марк отдал Обрубку деньги там же в комнате. Написано было так:

«Рентон смотрит на Обрубка и расстёгивает сумку. Вынимает небольшую пачку денег и протягивает Обрубку. Обрубок прячет деньги. Рентон подходит к двери, открывает. Кивает Обрубку и исчезает».

Таков этот прекрасный фильм по сценарию.

О чём он?

Фильм велик тем, насколько великий вопрос он ставит. Казалось бы, вечный вопрос о смысле жизни. Здесь — жизнь или героин? Конечно, не совсем так. Мы видим, как Марк терзается этим вопросом, как Обрубок просто «плывёт по течению», Больной давно сделал выбор в пользу наркотиков, как и Суонни, но второй кончил скверно. Бегби наоборот — его выбор не наркотики, но всё одно криминал. Наконец, Томми вроде выбрал нормальную жизнь и любовь, но это привело его к смерти первым из всех.

Фильм прекрасен тем, что он не даёт ответа на свой вопрос. Никто не занимается демонстративным морализаторством, не становится носителем высокого смысла большого искусства, фильм становится предельно честным, насколько возможно таким казаться — и вот мы понимаем, что ответа на этот вопрос нам не даст никто. Жизнь же не даёт нам ответов, так почему фильм должен их давать — главное задал вопрос, а ответ каждый найдёт сам. При том последний монолог Марка подчёркивает то, что всё в этой жизни, так сказать, суета и томление духа, он говорит:

«…Я буду таким же, как и вы: работа, семья, чертовски большой телевизор, стиральная машина, тачка… и, в конце концов, если смотреть в будущее, до того самого дня, когда ты умрёшь».