Кого можно назвать авторитетом в образовании? Такой вопрос мне задал журнал "Русский репортер" аж 12 лет назад. Мало что изменилось.
==
Добрый день, Андрей Викторович! Журнал "Русский репортер" готовит материал "Авторитеты России". Хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение по следующим вопросам:
1. Кого можно назвать авторитетом в образовании сегодня? (Среди учителей, директоров школ, методистов или чиновников российского образования).
2. Что для Вас значит само понятое "авторитет"? (То есть критерии выбора, грубо говоря).
С уважением,
Дарья Золотухина,
корреспондент отдела науки еженедельного журнала "Русский репортер"
-—
А.В.Хуторской пишет:
Уважаемая Дарья!
Я бы начал со второго вопроса - что значит авторитет в образовании? А затем уже применил его к сегодняшему дню. Потому, что есть опасность, что называть авторитетами будут тех, кто сегодня "на слуху" или в телевизоре. А они, как правило, совсем не авторитеты, и даже наоборот. Особенно те, из-за чьих действий или бездействий в образование введены нечеловекосообразные новшества типа ЕГЭ. Поэтому среди чиновников образования авторитетов сегодня найти трудно.
Для меня авторитет в образовании тот, чьи идеи, деятельность или труды являются добровольными ориентирами для тех, кто работает на ниве просвещения. В первую очередь, это учёные-педагоги. Есть такие, чей вклад в образование и педагогику не меняется со временем и актуален всегда. Если брать Россию, то для меня такими авторитетами являются: Лев Николаевич Толстой, создавший частную школу для крестьянских детей, основанную на принципах свободного развития; Пётр Фёдорович Каптерев - русский основоположник дидактики, он ввёл понятие "образовательный процесс". Недавно ушёл из жизни "последний из могикан" - классик советской педагогики Володар Викторович Краевский. Из ныне здравствующих - безусловный авторитет - Шалва Александрович Амонашвили, он повернул внимание учёных и учителей к ребёнку, к его внутренней сокровищнице.
Второй момент. Мы лучше знаем не каких-то далёких от нас людей, а тех, кто рядом - мы их видим живьём. Хороший учитель, директор школы или методист - он авторитетен для тех, кто рядом. Другие его просто не знают и не видят. Данная ситуация сегодня меняется в связи с дистанционными формами деятельности. Например, мы в Центре дистанционного образования "Эйдос" проводим Всероссийские дистанционные конкурсы для педагогов "Дистанционный учитель года", "Дистанционная школа года", "Современный урок" и др. Эти конкурсы собирают людей из разных городов и позволяют в реальных ситуациях определить действительно достойных.
Например, благодаря дистанционным технологиям авторитетом в образовании среди практиков признан Олег Анатольевич Лешков, зам. директора школы № 2 г. Алапаевска Свердловской области. За организацию педагогического эксперимента и достижения его учеников во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах ему недавно была вручена «Медаль Сократа», которую учредила наша научная школа.
Вообще, для каждого человека - от школьника до учёного - всегда есть свои авторитеты в образовании, прежде всего в его собственном образовании. Совсем не обязательно, чтобы эти авторитеты были для всех одними и теми же. Более того, считаю, что в принципе невозможно определить людей, которые были бы общими для всех авторитетами.
С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Центра дистанционного образования "Эйдос"
===
Обсуждение
Андрей Галкин: Амонашвили,Ямбург, Казарновский Недавно ушедшие Шаталов и Щетинин ,Тубельский
==
Хуторской Андрей Викторович: Да, тем более, я знаю этих людей лично.
1) Ш.А. Амонашвили дал рецензию на мою Дидактику: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/
2) С В.Ф.. Шаталовым мы общались с 1990-х, Я включил его систему в Истрию педагогики: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/Khutorskoy_History_of_pedagogy/
3) С М. П. Щетининым я познакомился за год до его известного выступления в Останкино. Его система во всех моих Дидактиках и Педагогиках.
4) У А.Н. Тубельского я работал в школе самоопределения учителем и зав. кафедрой естествознания.
5. С Е.А. Ямбургом общаемся, однажды на конференцию всю ночь разговаривали под чай в гостинице.