В стихах 5–13 изложены следующие аргументы: Бог судит на основании иных стандартов, нежели читатели Иакова. Он избрал бедных мира Своим народом, потому что они имеют достаточную веру, чтобы наследовать царство. Богатые же, с другой стороны, притесняют бедных и порочат доброе имя христиан. Предположительно, некоторые из них заявляли, что исполняют царский закон Моисея, предписывающий любить ближнего. Если они действительно так поступали, то это хорошо. Однако принцип оправдания себя на основании закона требует исполнения всего закона. Достаточно нарушить одну заповедь, чтобы стать нарушителем всего закона. Тот самый закон, который учит любить своего ближнего, также учит быть нелицеприятным. Поэтому любые ссылки на закон не состоятельны, если человек проявляет избирательное уважение к людям.
Все поступки христианина будут судимы, как показал Иаков, по суду свободы. Этот закон действительно освобождает его от закона как такового и судит его по закону любви. Такой закон подразумевает милость и призывает быть милостивым к другим, как милостив Сам Бог. Поэтому тот, кто говорит и поступает как тот, кого будут судить по закону свободы, может быть благословлённым и уверенным перед лицом грядущего суда.
«Послушайте, братья мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский по Писанию: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём. Ибо Тот же, Кто сказал “не прелюбодействуй”, сказал и “не убей”; поэтому если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (Иак. 2:5-13).
Стих 5. Этот стих показывает, почему подобные поступки читателей Иакова являются неправедными. Проявляемый ими фаворитизм не совместим как с отношением Бога к беднякам, так и с отношением самих богачей к Божьему народу. Евреи были уверены в том, что являются богоизбранным народом (Втор. 14:1, 2). Основанием для этой уверенности было понимание, что Бог избрал их не из-за их заслуг или богатства, но из-за обещания Израиля исполнять Божью волю в вере. Это понимание перешло и в Новый Завет, как нашедшее своё исполнение в церкви. Христиане были избраны Богом (Еф. 1:4; 1 Пет. 1:1). Отсутствие мирской гордости можно увидеть в исполнении следующего: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамит сильное» (1 Кор. 1:27). То же самое понятие содержится и в словах Иакова. Бог избрал тех, кто бедны в одном смысле (то есть, по меркам мира), но богаты в другом (то есть, по меркам веры), к Себе в народ, чтобы им стать наследниками Его обетований. То, что они названы «богатыми верой», не означает, что у них много веры или что вера является их богатством. Эта именная конструкция с дательным падежом указывает на отношения, вроде «прекрасен пред Богом» в Деян. 7:20 и «сильное Богом» в 2 Кор. 10:4. Богатство, которое связано с верой христианина, то же самое, которое он наследует — Царство, спасение во Христе.
Вопрос о том, является ли перевод в Синодальной Библии фразы «богатые верой» как предикативной конструкции (дополненной глаголом-связкой «быть») правильным, остаётся открытым. Непосредственная риторика стиха указывает на то, что Бог избрал бедных, богатых верой, наследниками царства. Это те, кого Он избирает. Тот, кто соответствует этим критериям, и есть избранный. Это не означает, что беднякам как классу предопределено стать богатыми верой и наследниками, как и то, что богатые не могут быть избранными. Основная мысль в том, что Бог избирает по-Своему, не так, как люди. Так получается, что бедность и избрание часто совпадают. Бог знал, что мир будет так устроен, что те, кто соответствует Его критериям, окажутся в этой группе, и так и оказалось (1 Кор. 1:26). Богатые также могут попасть в число избранных, как видно из Иак. 1:10. (Также см. 1 Тим. 6:17–19). Однако богатство часто оборачивается опасностью для таких людей, становясь препятствием для их спасения (Мф. 19:23, 24).
Главная мысль Иакова — довольно ясна: из двух гостей, пришедших в собрание, намного вероятнее, что христианином и наследником небесного царства станет бедняк; однако верующие придают настолько большую важность внешнему виду, что отдадут своё предпочтение богатому. Это не значит, что они должны быть неуважительными к богатому; это значит, что они должны проявить уважение к обоим гостям, особенно к бедному. Поступая несправедливо по отношению к бедняку, они поступаю несправедливо к таким же людям, какими являются сами.
Затем Иаков касается типичного для богатых отношения к христианам.
Стих 6. Выказывая лицеприятие и отдавая богатому хорошее место, заставляя бедняка стоять или сесть на пол, только потому что он беден, церковь демонстрирует своё «презрение к этому бедняку». Глагол, переведённый в Синодальной Библии как «презрели», означает «презирать» или «проявлять неуважение». Обычно он использовался в значении «оскорблять или бесчестить» (Мк. 12:4; Деян. 5:41). Слово «бедный» стоит здесь в ед. числе и без артикля, в собирательном значении, то есть, не просто «этот бедняк», а бедняки в целом. Похожее использование можно увидеть в Иак. 5:6.
Глагол, переведённый как «притесняют», означает «господствовать» или «властвовать над кем-либо» и, как правило, в негативном смысле. Иногда он использовался в контексте тиранической власти дьявола или злых духов над человеком (Деян. 10:38). Он также означает эксплуатацию людей, часто встречаясь в Ветхом Завете, говоря об угнетении вдов и сирот (Мих. 2:2; Ам. 8:4; Зах. 7:10; и Иер. 7:6).
Именно те люди, которым оказывают почести, повинны в том, что христиан тянут в суды. Вероятно, здесь Иаков говорит о богатых саддукеях, которые преследовали христиан (Деян. 4:1; 13:50). Хотя саддукеи были представлены немногочисленной группой, они контролировали синедрион, благодаря своему богатству, приобретённому за счёт денежных даяний евреев со всего мира. Именно они стали главными зачинщиками гонений на раннюю церковь. Возможно, богатые торговцы и землевладельцы из всех своих должников с особой суровостью преследовали христиан, считая их недостойными снисхождения. Глагол, переведённый как «влекут», подразумевает насильственное действие и также используется в Деян. 9:1; 16:19; 21:30 в контексте арестов. Именно о таком отношении со стороны людей предупреждал Своих учеников Иисус (Мф. 10:7; Ин. 16:2). Римляне позволяли иудеям иметь свои суды для разбирательства дел местного значения (Мф. 10:17; 9:2; 26:11; 1 Кор. 6:2, 4).
Стих 7. « Бесславить» означает «оскорблять» или «неуважительно отзываться» о чём-то, что считается благородным или священным. Если речь идёт о священных понятиях, это слово обычно переводят как «богохульствовать» (Деян. 19:37; Рим. 2:24), но его буквальное значение — «злословить» (Тит. 3:2; Рим. 3:8).
Упомянутое «имя» — это, несомненно (с учётом библейского контекста), имя Иисуса. Иудеи не стали бы хулить имя Христа (Мессии), которое в их глазах было священным титулом, кроме тех случаев, когда они использовали его иронически, насмехаясь над заявлениями Иисуса о том, что Он Христос (как в Мк. 15:32). «Бесславить» в этом отрывке подразумевает осквернение имени, которое христиане почитали достойным или священным. В 1 Кор. 12:3 («анафема на Иисуса») говорится о том, что некоторые люди оскорбляли или хулили имя Иисуса. Зан (Theodor Zahn) и некоторые другие комментаторы предполагают, что в этом стихе идёт речь о богатых христианах-отступниках, которые во время гонений отрекались от Иисуса как Господа, проклиная Его имя; иными словами, что богатые верующие были более склонны к отступничеству. Пламмер (Alfred Plummer) и Майор отвергают это предположение, обращая внимание на местоимение «вы» (а не «они»), которое отделяет читателей Иакова от тех, кто так поступает. Лука пишет о неверующих иудеях (Деян. 13:45), которые «злословили и сопротивлялись».
Пассивная конструкция «которым вы называетесь» (срав. «которое было вам дано»; Современный Перевод) восходит к Ам. 9:12, который приводится в Деян. 15:16, 17: «Воссоздам скинию Давида… чтобы взыскали Господа прочие люди и все народы, между которыми возвестится имя Моё». Глагол в пассивной форме используется здесь в сочетании с существительным «имя», как в Ветхом Завете, для названия объекта, принадлежащего тому, кто это имя носит. См. 2 Цар. 6:2 (о ковчеге); 3 Цар. 8:43; Иер. 7:30 (о храме); Иер. 14:9 (об Израиле); а также Чис. 6:27; 2 Пар. 7:14; Ис. 63:19; Иер. 25:29. Эта конструкция даже используется в контексте жены, взявшей имя мужа (Ис. 4:1) и детей (Быт. 48:16). На самом деле будет ли эта конструкция переведена как пассивная или активная, большой разницы нет, так как если кому-то даётся имя, оно становится его, и он им называется (Ис. 43:7). Это не означает, что израильтяне носят имя Яхве; это означает, что Яхве признал, что они принадлежат Ему. Поэтому Иаков и пишет: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (1:1). Это тот смысл, который можно найти в варианте NEB: «славное имя, которым Бог назвал вас».
Принимая во внимание всё, сказанное выше, не исключено, что здесь подразумевается сила или роль имени Иисуса Христа во время крещения верующего (Деян. 2:38: «Во имя Иисуса Христа»; см. 8:16; 10:48). «Призывание имени Иисуса Христа» (Деян. 22:16) — это нечто иное. Это обращение к Богу или Иисусу (срав. 1 Цар. 12:17, 18) или их имени (Быт. 13:4; 21:33) во время поклонения (молитвы). Это может быть мольба о помощи (2 Цар. 22:7), как признание Его власти (как, вероятно, в Деян. 3:6; 19:13). Стефан умер, «молясь и говоря [к Богу]» (Деян. 7:59); он произнёс следующие слова: «Господи Иисусе! Прими дух мой». Подобное значение встречается довольно часто: Деян. 2:21; 9:14; Рим. 10:13, 14; 1 Кор. 1:2; и особенно 2 Тим. 2:22.
Исходя из этого, маловероятно, что в этом стихе идёт речь о том, что название «христианин» использовалось в пренебрежительном смысле.
Стих 8. Несмотря на то, что толкование этого стиха связано с некоторыми сложностями, его общий смысл сводится к следующему: Иаков предвидел, что некоторые из его читателей станут оправдывать свой фаворитизм по отношению к богатым, апеллируя к заповеди любить ближнего, как самого себя. Возможно, Иаков уже слышал подобные отговорки. Он показывает их несостоятельность, поскольку они являются нарушением закона в целом.
Иаков называет заповедь (по Писанию) любить своего ближнего (Лев. 19:18) царским законом. Почему он называет этот закон царским? Либо потому что он занимал важное место среди законов Ветхого Завета (срав. Иисус назвал эту заповедь «второй» по важности после «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»), либо потому что он дан царём (сравните «царская область» = «область царя», Деян. 12:20). В любом случае, речь идёт о ссылке на заповедь о любви к ближнему как важнейшей. Судя по всему, оппоненты Иакова говорили: «Нет ничего дурного в исполнении этой заповеди».
Иаков не имел ничего против исполнения праведности закона. Как, впрочем, и Новый Завет. То, что было праведным и благочестивым по закону, соответствовало Божьей воле, а именно её и призывает исполнять евангелие (Рим. 7; 8:3; 13:10). Хотя между праведностью закона и праведностью евангелия есть небольшое отличие, оно касается в основном её применения. Если бы человек действительно старался исполнять понятие любви, как оно изложено в законе, это было бы прекрасно.
Стих 9. Иаков исходит из того, что среди его читателей присутствует лицеприятие, так же как он не сомневается, что они оправдывают его исполнением царского закона. (В обоих случаях придаточные условия указывают на то, что имеется в действительности). Это лицеприятие проявлялось в их подчёркнутой благосклонности к богатым. Иаков продолжает объяснять, почему их оправдания являются несостоятельными. Фраза «грех делаете» означает «грешите на деле», то есть виновны в греховных поступках. Он говорит об этом так уверенно, потому что закон однозначно называет такие вещи грехом и запрещает их. Лицеприятие осуждается в той же самой главе, где говорится о любви к ближнему, Лев. 19:15: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великому; по правде суди ближнего твоего». (Срав. Втор. 1:17; 16:19). Таким образом, закон недвусмысленно называет преступником того, кто оказывает людям избирательное уважение. Поэтому взывая к закону, такие люди могут лишь выставить себя грешниками из-за своего несправедливого отношения к бедным.
Стих 10. Этот стих сложен для толкования, хотя обычно комментаторы сходятся в следующем: здесь изложен принцип, который обосновывает изложенный выше аргумент. Бесполезно оправдываться соблюдением закона, если не соблюдать его во всём и соблюдать безупречно.
Глагол, переведённый как «согрешит», дословно означает «споткнётся» или «упадёт» (см. Современный Перевод), но в Новом Завете обычно используется именно в значении совершить грех (см. Рим. 11:11; 2 Пет. 1:10; Иуд. 24). «В одном чём-нибудь» означает «одно предписание или одна заповедь».
«Становится виновным во всём» означает становится виновным в нарушении закона в целом, то есть преступником. Чтобы продемонстрировать это, даже не нужно обращаться к раввинской литературе. Павел изложил этот принцип в письме к галатам: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Этот же принцип работает и в отношении мирского закона. Если человек совершает убийство, он становится преступником и подлежит высшему наказанию, даже если до этого он соблюдал закон в течение многих лет. Павел объясняет в Рим. 7, что закон греха, живущий в наших членах, вводит нас в грех, даже если мы желаем соблюдать закон. Поэтому мы все согрешаем (срав. Иак. 3:2). Именно поэтому никто не может оправдаться законом; человек не может соблюдать его в совершенстве, чтобы быть признанным невиновным (оправданным).
Таким образом, Иаков говорит, что те, кто ссылаются на закон, чтобы оправдать своё лицеприятие, подлежат осуждению как преступники, потому что, поступая так, они нарушают другое предписание закона. Иаков не говорит о том, что христиане должны соблюдать закон Моисея как таковой; он просто отвечает тем, кто оправдывает свой грех, ссылаясь на закон. Это ясно видно в ст. 12. Христиане находятся под законом любви. Находясь под ним, они действительно свободны от закона, предписывающего любить своего ближнего (Гал. 5:13), но, становятся рабами Христу и служителями своему ближнему по любви.
Стих 11. Среди комментаторов нет единого мнения, почему Иаков выбрал для своей иллюстрации именно эти две заповеди (возможно, потому что их нарушение более всего противоречит закону любви?). Не исключено, что они взяты как наиболее распространённые. Закон является отражением воли законодателя. Нельзя взять один закон, который ему угоден, и пренебречь остальными. Единственный способ быть праведным перед законом — это соблюдать весь закон в целом.
В Рим. 2 Павел пишет о непоследовательности иудеев, которые гордо называют себя «учителями» и «путеводителями слепых»: они только учат закону, но сами не соблюдают его, либо соблюдают только какую-то часть, пренебрегая остальным (Рим. 2:17–29).
Поэтому, если кто-то соблюдает отдельные законы, но нарушает другие, он становится преступником закона. Таким образом, те, кто проявляют лицеприятие, лишь осуждают себя как грешников, когда, желая оправдаться, взывают к суду по закону.
Стих 12. Иаков использует глаголы в повелительном наклонении настоящего времени для продолжительного действия. Мы должны всегда жить, отдавая себе отчёт в наших словах и поступках.
Иаков подчёркивает важность быть последовательным в своей христианской жизни. Христианин ожидает пришествия Господа в любой момент. Он должен быть всегда готовым дать Ему отчёт. Господь придёт, когда мир будет менее всего ожидать Его. Греческая конструкция («имеющие быть судимы») указывает на неизбежность того, что должно произойти. Она довольно часто использовалась в формулировках указов или обязательных положений (Мф. 25:31; 2 Кор. 5:10; Деян. 11:28; 24:25; 27:10). Слово «судимы» в этом контексте, как и в других отрывках в книге Иакова, не то же самое, что «осуждены» (срав. 4:11), оно означает предстать перед судьёй для последующего осуждения или оправдания на основании закона. Христиане понимают, что их будет судить или оценивать евангелие Иисуса Христа (Рим. 2:16).
«Закон свободы» — это то же, что и «слово истины» или «насаждаемое слово» (1:18, 21) и «закон свободы» в Иак. 1:25. Для понимания значения этого выражения, смотрите соответствующие комментарии к этим стихам. Вероятно, Иаков повторяет это выражение, чтобы противопоставить этот закон и закон, которым оправдывались виновные в грехе лицеприятия. Такие люди считали, что царский закон из Лев. 19:18 оправдывает их. На это Иаков возражает, показывая, что тем самым они исполняют лишь часть иудейского закона, который включал Десять заповедей. Оправдание по закону требует последовательного соблюдения всего закона; недопустимо выбирать, что соблюдать, а что нет. Этот же самый закон осуждает лицеприятие, поэтому ссылка на закон для оправдания того, что этот закон осуждает, не состоятельна. Показав, что подобные уловки не работают, Иаков в настоящем стихе, по сути, говорит, что христиане вообще судимы не по закону Моисея, но по совершенному закону свободы. Помня о том ярме, которые мы, движимые благодарностью, сами взяли на себя, отдаваясь воле Христа, мы должны поступать в отношении бедных по закону любви (которому мы подчиняемся добровольно, не находясь более под бременем закона). Обязательным условием этого закона, конечно же, является наше истинное единство во Христе: когда нет различий между иудеем и греком, рабом и свободным, богатым и бедным. Будучи христианами, мы будем судимы не по закону (Моисея), но в зависимости от нашего послушания закону свободы.
Стих 13. Слово «суд» в этом стихе продолжает тему «быть судимыми по закону свободы» из предыдущего стиха. Суд, которым будут судимы христиане, это суд Христова евангелия. Учение Христа об этом суде ясно показывает, на каком основании одни люди, то есть Его последователи, «благословлённые Отцом», которые войдут в «радость Господа», будут оправданы; а другие, те, кто не желали служить обездоленным, будут отвергнуты, услышав свой приговор: «Идите от Меня, проклятые!» (Мф. 25:41). Даже закон свободы будет немилостив к тем, кто не прошёл проверку милости по отношению к другим.
Понятие милости в данном контексте равнозначно справедливому отношению к беднякам. «Жалость» или «сострадание» к обездоленным (вдовам, сиротам, нищим, не имеющим пропитания и одежды), как в 1:27, является важнейшей частью Христова закона любви. Это довольно простое учение. Иисус проиллюстрировал его на примере притчи о немилостивом слуге (Мф. 18:23–35). Принцип взаимности является главным в прощении. Нельзя простить того, кто не прощает других. Классическим примером его применения является изображённая Иисусом картина последнего суда, когда ученики будут отделены от остальных людей, подобно тому, как пастух отделяет овец от козлов, на основании того, что «вы сделали одному из этих братьев Моих меньших» (Мф. 25:31–46). Иоанн спрашивает, как можно заявлять, что в тебе обитает Божья любовь, если, видя своего брата голодающим, ты не дашь ему поесть (1 Ин. 3:17). Любовь должна проявляться не только в словах, но и в делах. Эта мысль является кульминационной в рассуждениях Иакова о грехе осуждения. Презирающие бедняков будут судимы по закону свободы без милости, поскольку они не оказали милости нуждающимся.
«Милость торжествует над судом» — это другая и намного лучшая альтернатива: те, кто оказали милость по закону свободы, могут без страха ожидать последнего суда. Милость «славится» или «возвышается» над угрозой суда, потому что она не оставляет ничего, что этот суд мог бы осудить. Человек, который любил бедняков и проявлял к ним милость (при условии соблюдения всего остального), будет оправдан на последнем суде и получит благословение Христа. Подобно тому, как «любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18), так и милосердие освобождает христианина от страха перед этим судом.
Так Иаков решает проблему греха лицеприятия в церкви. Он показывает, что оно совершенно не совместимо с заявлениями христианина о том, что он верит в Господа Иисуса Христа.
#послание иакова #библия #новыйзавет #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета #библиянакаждыйдень