В чем причина страданий? Почему мир так непредсказуемо изменчив и доставляет нам боль? Как обрести уверенность в завтрашнем дне, найти стабильность и успокоение?
Это одни из самых серьезных и вечных жизненных вопросов, которые не давали покоя мудрым мира сего, искушали старцев в пустынях и отшельников в лесах.
Вся человеческая сущность до конца дней своих ищет стабильность и покой, избегая страдания, пытаясь контролировать всю свою жизнь во всех проявлениях.
Почва бытия под нашими ногами напоминает зыбучий песок, едва только нащупав камень, мы вновь тонем в неопределенности, испытывая стресс от нестабильности и тревожась за будущее.
Будда называл непостоянство одной из трех отличительных черт нашего существования, непреложным фактом жизни. Пожалуй, этому-то непостоянству мы и сопротивляемся сильнее всего, пытаясь просчитать все ходы из прошлого, невротически полагая, что если бы мы поступили когда-то иначе, то жизнь бы изменила свое русло и в будущем бы стала значительно лучше. А как мы расстраиваемся, когда все складывается вопреки нашим ожиданиям…
Военный корреспондент Крис Хеджес очень метко назвал такое состояние «моральной неопределенностью бытия». Ведь за каждым стоит выбор: цепляться за ложную безопасность устоявшихся представлений, или смело сделать шаг навстречу подлинной жизни? Конечно, последнее доставляет больше дискомфорта, ведь как можно пустить в свою жизнь хотя бы даже искренние сердечные отношения, когда все так зыбко и неопределенно.
Состояние тревоги свойственно нам всем. А что если мы расслабимся в этой неопределенности и примем все как есть? Что, если мы скажем: «Да, дела обстоят так, это и значит – быть человеком», – и решим наслаждаться путешествием?
В буддизме есть три способа, как направить эту зыбкую ситуацию к нашему пробуждению.
- Не причинять своими словами и действиями вреда друг другу – это позволяет нам быть добрыми друг к другу, учит работать со своими мыслями и чувствами и воздерживаться от слов и действий.
- Обязательно помогать другим – жить с открытым сердцем и умом, развивать в себе сочувствие, стремиться к облегчению страданий мира.
- Принять мир таким, какой он есть, без предвзятости. То есть принимать и хорошее и плохое как проявление просветленной энергии.
Понимаем мы этого, или нет, но все меняется, и даже земля под нашими ногами постоянно находится в движении, хотя мы этого и не осознаем. Пытаясь достигнуть иллюзии безопасности и благополучия, мы много едим, пьем, употребляем психотропные вещества, работаем на износ, убиваем время в интернете или у телевизора, но никогда не получаем удовлетворенности.
И вроде бы все хорошо, но потом нас настигает буря боли и страданий, которая вновь сменяется удовольствием. Так что же является причиной страданий? Непостоянство жизни? Знание о неизбежности смерти? Скорее, причина в сопротивлении изначальной неопределенности нашего положения. Когда мы сопротивляемся переменам, это и есть страдание, но если мы сможем полностью отпустить происходящее и не бороться с переменами, расслабиться в динамике самой ситуации, это и станет нашим просветлением.
Не стоит говорить о ситуации, как о единственно правильной. Крис Хеджес заметил, что когда группа людей или определенное вероучение настаивают на том, что их взгляд – единственно верный, то возникает боль.
Все устоявшиеся убеждения мы искусно применяем для своего успокоения, хватаемся за свою веру как за путь, классно объясняющий реальность, не желая открыться новым возможностям. Отсюда возникает косность и догматичность, в которой мы причисляем себя к хорошим или плохим, к никчемным или успешным.
В таком состоянии мы перекраиваем реальность и пребываем в отрицании: не слышим ничего, что не соответствует нашей самоидентификации. Это смешно, но мы не слышим о нас даже хорошего: что мы добры, прекрасно работаем и какие-то другие прекрасные качества. Потому что все это проходит (или не проходит?) фильтр нашего собственного представления о себе.
Что это нам дает? Опять-таки иллюзию твердой почвы под ногами. Когда жизнь распадается на части, то кажется, что мир рушится, но это не так, потому что рушится не мир, а наша самоидентификация. И это разрушение, как утверждал Чогьям Трунгпа: «повод для праздника».
Жесткая самоидентификация – наша ложная защита. Вспомните, что с теми людьми, которые нас одобряют, которые нам нравятся, нам хорошо, потому что они не нарушают наше представление о себе. А если какие-то люди нам не нравятся, то это обычно потому, что они ставят под вопрос нашу самоидентификацию. Они не подтверждают наши представления о себе, и таких людей мы считаем врагами, но в действительности они очень полезны для нас.
Мы хотим, чтобы все всегда было по-нашему! Такая привязанность в переводе на тибетский называется «шенпа» и определяется учителями как показатель чувства собственной важности и озабоченности только собой. Когда все происходит не по-нашему, возникает чувство тупика и зажатости, горького поражения, и сразу хочется избавиться от этих неприятных чувств и ухватиться за то, что доставит удовольствие.
Спусковым крючком может стать любое неприятное события: чужая критика, сравнение, скандал с продавщицей в магазине. Только что было прекрасное настроение, и вот внутри бурлит злость и ревность, мы сразу начинаем сомневаться в себе, своих силах.
Такая реакция появляется от чувства незащищенности, и вот мы уже судорожно ищем, за что бы нам ухватиться, чтобы избавиться от дискомфорта, который вызывают все эти беспокойства. Чаще всего бросаемся в безудержный шопинг, бесконтрольное поглощение еды, алкоголя, пучину беспорядочного секса, но это не утешает и мы становимся все более озлобленными и несчастными.
Но есть эффективный способ справиться со всем этим хаосом – осознанная медитация. Направьте на боль все свое внимание, вдыхайте и выдыхайте из больного места, откройтесь полностью своей уязвимости и беспокойству, не избегайте своей боли. Воспримите болезненное ощущение без зацикливания на состряпанной умом сюжетной линии: «Это плохо, нельзя так чувствовать, а вдруг это никогда не пройдет».
Не давайте трактовку чувствам, оценивая их через призму шенпа, и вы увидите, как ваша душевная боль будет постепенно ослабевать и растворяться. Так и с физической болью – если направить все свое внимание на больную часть тела, то мы поймем, что боль не от самого чувства, а от взгляда на него.
Физическое ощущение не может быть хорошим или не плохим, мы сами определяем, каким оно должно быть.