Давайте все же продолжим копаться в личной жизни грека и выясним, какие праздники были для него важнее собственного дня рождения, и как он вообще определял дату без мобильного телефона и настенного календаря. Особенно дату в прошлом.
Конечно, мы понимаем, что эта статья будет довольно скучной для широкой публики, но не все же писать о золоте и мертвых младенцах, верно?
Итак, помимо религиозных дат, греки отмечали и крупные политические события – особенно военные победы. Хорошо, если победа была только, например, афинской, а если заслуга принадлежала воинам разных регионов, имевших разные календари?
Этот момент отмечал Плутарх, рассказывая о битве при Платеях (9 сентября 479 г. до н.э.):
«Сражение произошло в четвертый день месяца боэдромиона по афинскому календарю, или за четыре дня до конца месяца панема — по беотийскому. До сих пор в этот день в Платеях собираются представители греческих городов, и платейцы приносят жертвы Зевсу-Освободителю в благодарность за победу. Несовпадению дней не следует удивляться: ведь даже теперь, когда познания в астрономии стали основательнее, в разных местах по-разному исчисляют начало и конец месяца». (Плутарх. Аристид. 19).
9 сентября по афинскому календарю выходило 4-го числа 3-го месяца боэдромиона, а по беотийскому – 27-го числа 9-го месяца панема/панамоса.
У того же Плутарха читаем (Плутарх. Камилл. 19):
«… персы в шестой день месяца боэдромиона потерпели от греков поражение при Марафоне, в третий — одновременно при Платеях и при Микале, а в двадцать пятый были разбиты при Арбелах».
Считается, что Марафонская битва произошла 12 сентября, битва при Платеях – 9 сентября, а при Микале (внезапно!) – 27 августа. Сражение при Арбелах (или, как мы привыкли его называть, при Гавгамелах) – 1 октября.
Фукидид, описывая ход Пелопоннесской войны в своей «Истории», цитирует текст Никиева мира, где дата приводится по календарям обоих противников – Афин и Спарты (Фукидид. История. V. 19-20):
"Договор начинается при эфоре Плистоле за четыре дня до окончания месяца Артемисия, в Афинах же при архонте Алкее за шесть дней до окончания месяца элафеболиона. Давали клятвы и заключали договор следующие лица: из лакедемонян – Плистоанакт, Агид, Плистол, Дамагет, Хионид, Метаген, Аканф, Даиф, Исхагор, Филохарид, Зевксид, Антипп, Теллид, Алкинад, Эмпедий, Менас, Лафил; из афинян – Лампон, Истмионик, Никий, Лахет, Евфидем, Прокл, Пифодор, Гагнон, Миртил, Фрасикл, Феаген, Аристократ, Иолкий, Тимократ, Леонт, Ламах, Демосфен".
И сразу же указывает на несовершенство такого датирования:
«Этот договор состоялся в конце зимней кампании, к началу весны, тотчас после городских Дионисий, по прошествии полных десяти лет и нескольких дней со времени первого вторжения в Аттику и начала этой войны. Вернее исследовать события по периодам времени, не отдавая предпочтения перечислению имен лиц должностных или иных, облеченных теми или иными почетными должностями в каждом государстве, по которым обозначаются прошлые события. Такое исчисление неточно, так как то или иное событие имело место в начале, в середине или в какой-нибудь другой срок службы такого лица. Напротив, ведя счет по летним и зимним кампаниям, как это сделано у меня, и считая каждую из этих кампаний за половину года, можно установить десять летних и столько же зимних кампаний в этой первой войне».
Фукидид имел в виду вот что. В Афинах год закончится в середине лета, и архонт Алкей передаст дела архонту Аристиону, в Спарте же Плистол сложит свои полномочия только в конце сентября. Но для всех было бы удобнее считать, что перемирие было заключено в конце зимы десятого года войны. Вот только о потомках Фукидид не думал – нам-то откуда знать, в каких годах до нашей эры началась война, чтоб отсчитать нужные 10 лет. А год, в который Алкей и Плистол выполняли свои обязанности, мы можем вычислить. Но об этом поговорим в четвертой главе.
Никиев мир завершил Архидамову войну между Афинами (и Делосской симмахией) и Спартой (и городами Пелопонесского союза). Он был заключен в первой половине апреля 421 года до н.э. И хотя его заключили на 50 лет, он требовал ежегодного продления. Снова авторы договора устанавливают конкретные даты этого мероприятия, удобные и понятные для обеих сторон (Фукидид. История. V. 23, 4):
«Возобновляется договор ежегодно, для чего лакедемоняне являются в Афины на Дионисии, а афиняне – в Лакедемон на Гиакинфии».
Великие Дионисии праздновались в Афинах в месяце элафеболионе (март–апрель), а Гиакинфии в Спарте – в месяце гиакинтии, называвшемся в Афинах гекатомбейоном (июль–август). И те, и другие – крупные культовые празднества, известные за пределами своих полисов. Мы вновь убеждаемся в том, что религиозные праздники были лучшими календарными опорами для древнего грека.
Так, более-менее стало понятно, да? Но давайте в следующей статье цикла "День рождения в античности" (здесь все ссылки на опубликованные главы) разберем «пластичность» древнегреческих календарей.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.