Найти тему
С Богом по жизни

КОГДА ЦЕРКОВЬ ГРЕШИТ

В Божьей “церкви” обнаружилась проблема: народ Божий согрешил! Они вступали в брак с неверующими и, возможно, опять оказались на пути, который привел бы к полному отступничеству. Что нужно было сделать, чтобы разрешить эту проблему Израиля? Ответ может содержать советы, которые в наши дни помогут руководителям церкви решить проблемы в общине. Читая главы 9 и 10 книги Ездры, мы узнаем о двух шагах, необходимых для разрешения проблемы греха в церкви.

ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА ИСПОВЕДАТЬ ГРЕХ И ПОКАЯТЬСЯ В НЕМ

Давайте рассмотрим, как необходимость исповедания и покаяния показана на примере из дней Ездры, а затем то, как это применимо к церкви.

Ситуация у израильского народа

Ездре стало известно о грехе, когда ему об этом рассказали люди: “Подошли ко мне начальствующие и сказали: «Народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных... потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными»” (Езд. 9:1, 2). Тогда от лица всего народа Ездра исповедал этот грех:

«Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою, и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный. Тогда собрались ко мне все убоявшиеся слов Бога Израилева по причине преступления переселенцев, и я сидел в печали до вечерней жертвы. А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему, и сказал: “Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес”» (Езд. 9:3-6).

Ездра продолжил свою молитву в том же духе, в каком начал. Он признал, что Израиль грешил постоянно (9:7) и что, несмотря на его прошлые грехи, Бог был милостив к этому народу (9:8, 9). Затем он признал, что они ответили Богу неблагодарностью за Его милость, не подчинившись Его простой заповеди (9:10-13). Далее он сказал, что они могли ожидать от Бога гнева “даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения” (9:14). Ездра завершил молитву словами: “Господи, Боже Израилев! Праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших перед лицом Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицом Твоим” (9:15).

Эта молитва может служить примером по ряду причин:

(1) Ездра признал греховность народа и противопоставил его постоянные прегрешения Божьей милости и состраданию.

(2) Он не стал оправдываться. Он не сказал: “Мы согрешили и сожалеем об этом, но для наших поступков у нас есть убедительная причина (или оправдание)”.

(3) Поскольку Ездра был вождем иудеев, его молитва являет собой пример, потому что он не отмежевался от народа. Он не сказал: “Господь, народ согрешил, но я к этому не причастен; накажи их, а не меня”. Можно не сомневаться в том, что Ездра не был тем, кто взял в жены неверующую, и все же он исповедовался от первого лица: “Беззакония наши стали выше головы... мы в великой вине... мы отступили от заповедей Твоих... за худые дела наши и за великую вину нашу... в беззакониях наших”. Почему? Он был частью общества, общины, и когда община согрешила, он посчитал, что тоже имеет отношение к этому; он не мог отделить себя от своих братьев. Для Ездры это был “наш грех” и “наша вина”, а не “их грех” и “их вина”.

Праведную позицию Ездры заняли и другие; это привело к тому, что народ стал думать так же, как Ездра. Благодаря этому народ раскаялся и исповедал грех. В Езд. 10:1 говорится: “Когда так молился Ездра и исповедовался, плача и повергаясь перед домом Божьим, стеклось к нему весьма большое собрание израильтян: мужчин, и женщин, и детей, — потому что и народ много плакал”. Так действия Ездры побудили народ признать свой грех и затем с благочестивой скорбью о содеянном отвернуться от него.

Ситуация у нас

Когда церковь грешит, то до того как что-то можно будет сделать для исправления положения, ее члены, конечно, должны осознать свой грех. Затем, у них должно быть желание раскаяться и исповедать этот грех. Главная, и трудная, задача для церковных руководителей — как сделать, чтобы церковь осознала свой грех, и затем побудить членов церкви покаяться и исповедаться.

Есть несколько вариантов. Чаще всего мы прибегаем к тому, что читаем проповедь на данную тему, осуждаем грешников, призываем их раскаяться и затем с фарисейским самодовольством, как те святоши, складываем руки и начинаем ждать, не покаются ли они.

Может быть, вместо этого нам следует попробовать метод Ездры. Можно для начала перестать отделять себя от грешников, говоря не о “вашем грехе” и “вашей вине”, а о “нашем грехе” и “нашей вине”. Можно напомнить, что сделал для нас Бог, сколько Он нам простил и какими недостойными мы всегда оказывались. Может быть, имеет смысл сказать о своих искренних переживаниях и сожалении, что Божий народ так опустился, что нарушил четкие повеления Бога, несмотря на то, что Бог был так добр к нам. Затем мы могли бы исповедать “наши” грехи — грехи церкви — с таким чувством и такой искренностью, что, возможно — только возможно, — вызвали бы ответное чувство раскаяния у общины. Такой подход может сработать; несомненно, его стоит попробовать.

ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА ПРЕДПРИНЯТЬ ШАГИ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ГРЕХА

Чтобы получить прощение, согрешивший христианин должен иметь желание раскаяться и исповедать свой грех (см. Деян. 8:22; Иак. 5:16; 1 Ин. 1:9). Если согрешила община, она точно так же должна раскаяться и исповедать этот грех. Однако этого может быть недостаточно. Люди в дни Ездры, выразив сожаление по поводу совершенного греха, должны были сделать что-то большее: они должны были предпринять шаги для исправления сложившегося положения.

Ситуация у израильского народа

Решение проблемы было найдено не Ездрой, а одним из иудейских вождей, Шеханией. Он предложил народу сделать следующее: “Заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими, — и да будет по закону” (Езд. 10:3).

Затем он призвал Ездру встать и взять руководство в этом деле на себя (10:4). Очевидно, ему показалось, что Ездра настолько переполнен чувством вины и стыда, что может не взяться за эту задачу. Получив ободрение Шехании, Ездра встал и принялся за дело, велев вождям народа дать клятву проследить за тем, чтобы принятое решение было наверняка выполнено (10:5).

Иудейские вожди, в свою очередь, призвали всех собраться через три дня в Иерусалиме (10:7, 8). Когда собрался весь народ, Ездра велел людям расстаться со своими неверующими женами (10:9-11). Они дали согласие, сказав, что так и поступят, но для исполнения этого они попросили дать им время (10:12-14). Иудеи обратились с такой просьбой отчасти из-за того, что был сезон дождей и люди не видели смысла в том, чтобы стоять на улице под дождем, пока шел процесс расследования и развода.

Далее, как бы затем чтобы показать, что всем дана была возможность согласиться или не согласиться, в тексте говорится о четырех иудеях, выступивших против этого плана (10:15). Запись о том, что четверо проголосовали “против”, указывает на то, что остальные проголосовали “за” по своей доброй воле.

Для выполнения принятого решения потребовалось два месяца (10:16, 17). В 10:18-44 мы находим перечень имен тех, кто оставил своих жен. Кем мы должны считать перечисленных в списке людей? Нужно ли на них смотреть как на великих грешников, потому что они ослушались Бога? Давайте лучше воспринимать их как пример раскаяния! Они показали, что означает истинное покаяние. Возможно, другие тоже должны были оставить своих жен, но не сделали этого. А эти люди поступили так, как от них требовалось, потому что они вняли повелениям Бога. Они признали свой грех, почувствовали вину за совершенный грех, исповедали его и затем сделали все необходимое, чтобы исправить сложившееся положение — хотя это требовало коренных перемен в их жизни.

Ситуация у нас

Может так случиться, что и сегодня в церкви нам тоже придется, чтобы исправить грех, предпринять решительные шаги — индивидуально или всем вместе.

Вся церковь. Мы можем соотнести эту иллюстрацию с нашей жизнью в общине. Подумайте о словах Иисуса, обращенных к семи церквам в Асии в Отк. 2 и 3: четыре раза Он говорил различным общинам: “Покайся” (Отк. 2:5; 2:16; 3:3; 3:19). Чтобы церкви покаяться, она в полном составе должна раскаяться и исповедать свой грех; но и отдельные члены церкви также должны предпринять шаги, чтобы исправить совершенные ошибки.

Представьте, например, что церковь приняла и проповедовала лжеучение, но убедилась в его ошибочности. Как должна поступить община? Членам общины нужно публично признать, что учение церкви было ложным. Затем они должны начать учить истине. (Такие изменения и означают покаяние). Наконец, они должны сделать все возможное, чтобы свести на нет пагубное влияние предыдущей доктрины.

Отдельные члены. Мы также можем воспользоваться примером из Езд. 10 в нашей собственной жизни. Иногда трудно бывает почувствовать сожаление о грехе и исповедаться в нем. Однако порой бывает еще труднее предпринять шаги, необходимые для исправления ситуаций, возникших из-за греха. Иудеям в дни Ездры, наверняка, было трудно оставить своих жен и детей. Не так же ли трудно бывает для христианина в наши дни исполнить волю Господа? Если вы считаете, что оставить жену это крайний шаг, задумайтесь над словами Иисуса:

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мной, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26, 27).

В новозаветные времена и в последующие два или три столетия христиане отказывались от своей земли, домов, семей, друзей, даже от своей жизни ради Христа. То, что сделали иудеи в дни Ездры, было решительным шагом, но Иисус просит нас быть готовыми пойти на еще большие жертвы!

Что мы должны быть готовы сделать, чтобы последовать за Христом? Мы должны быть готовы сделать все, что требуется, — даже то, что кажется таким же болезненным, как когда вырываешь глаз или отсекаешь руку (Мф. 5:29, 30).

Руководители. Также возможно использовать пример Ездры по отношению к роли церковных руководителей, несущих ответственность за разрешение проблемы греха внутри церкви. Вот одно из того, что мы можем усвоить: прежде чем церковь сможет действовать как единое целое, ее руководители должны постараться выработать в ней общее мнение. Чем больше людей руководители привлекут к принятию решения по возникшей проблеме, тем больше вероятность того, что вся община придет к согласию и примет участие в этом решении.

Мы также можем научиться тому, что церковные руководители не должны колебаться, когда возникает необходимость просить членов общины сделать трудный выбор, если этот выбор требуется для того, чтобы избежать греха или получить прощение за грех. Людям не будет пользы от расплывчатых ответов на жизненно важные вопросы.

В то же время нам следует усвоить, что руководители церкви должны проявлять терпение по отношению к людям и соглашаться с разумными просьбами, как в том случае, когда иудейские вожди утвердительно ответили на разумную просьбу иудеев о дополнительном времени на то, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию. Церковные лидеры ничего не приобретут и могут очень много потерять, если будут проявлять нетерпение и безрассудство по отношению к людям, которых они пытаются вести за собой. Мы как руководители должны помнить, что Иисус любил грешников, а значит, должны и мы.

Книга Ездры заставляет нас как печалиться, так и радоваться.

Нас огорчает, что иудейский народ, несмотря на урок, полученный в вавилонском плену, все еще был способен грешить. Еще печальнее то, что для исправления греха вождям Божьего народа пришлось претерпеть всенародное унижение и оставить своих жен.

С другой стороны, мы можем радоваться тому, что Божий народ все же отозвался на требования Слова Божьего. Они были готовы взяться за решение проблемы греха в своей общине и отказаться от него, чтобы снова обрести правоту в очах Божьих.

Мы хотели бы надеяться, что народ Израиля, наконец, усвоил этот урок, что их отступничество уже было делом прошлым и что избранный народ Божий с того времени своей жизнью только прославлял Бога. Однако, читая книгу Неемии, мы узнаем, что реформа Ездры не имела продолжительного действия. Примерно через десять лет Неемии снова пришлось решать те же самые проблемы.

Качая головой от удивления, мы спрашиваем — почему? Почему народ Божий никогда не мог жить так, как просил их жить Бог? Почему они всегда сбивались с пути?

Ответ на этот вопрос, возможно, находится совсем рядом. Почему нас в церкви снова и снова охватывает безразличие и духовная леность? Почему мы склонны к разделениям? Почему так часто появляются новые лжеучения, угрожающие церкви и сбивающие некоторых с пути? Ответом должно быть то, что народ Божий всегда ходит по краю отступничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что мы можем сделать в связи с тенденцией отходить от Бога? Кто-то сказал: “Цена свободы — непрестанная бдительность”. Возможно, цена верности тоже непрестанная бдительность, то есть осознание постоянной опасности отступничества и готовность вмешаться всякий раз, когда церковь грешит. Может быть, нам следует признать тот факт, что от нас требуется постоянная реформация под руководством таких людей, как Ездра. Да пошлет нам Бог таких людей!

Помимо этого, мы должны осознать постоянную опасность отпадения. Каждому из нас следует решительнее реагировать на грех в нашей собственной жизни. Мы должны признать наличие греха, раскаяться в грехе, исповедаться в нем и сделать все необходимое для получения прощения за грех! Одна истина несомненна: грех в церкви — в нашей с вами жизни, — который не признали, в котором не раскаялись, не исповедались и который не был прощен, приведет нас к вечной гибели!

#ездра #церковь #грех #грехи #покаяние #изучениебиблии #церковьхриста