Найти в Дзене

Чем шаматха без опоры отличается от випашьяны

Шаматха и випашьяна - это медитации, имеющие разный смысл и задачи. Шаматха - это практика, которая учит контролировать своё сознание и не попадать в его проявления. А випашьяна - это проникновение в сущность. (Хотя , с точки зрения тхеравады, проникновение в сущность - это осознание трех характеристик бытия - аничча, анатта, дукха - непостоянство, взаимозависимость и​ страдание).

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ То, что называется випассаной в тхераваде, в Ваджраяне называется шаматхой. Потому что распознавание характеристик бытия - это действие, направленное на внешние проявления, на внешние санскары.

А​ випассана в Ваджраяне, а также и в адвайта- веданте - это действия, которые обращают ум на самого себя и приводят к постижению природы ума и атмана, то есть к постижению самого постигающего.

Есть такое понятие, как рангриг (тиб) - самознание. В относительном смысле рангриг - это когда ты осознаешь возникновение мыслей, эмоций и т. д. Это скорее относится к шаматхе. Ты знаешь свои мысли и​ не следуешь за ними, не попадаешь в их ловушку.

Абсолютный рангриг - это когда ты знаешь сам источник возникновения этих мыслей.

Випашьяна бывает и концептуальной - когда ты рассуждаешь, что такое ум, какого он цвета, где он находится.

Или, как в адвайта веданте, когда ты спрашиваешь ,,кто я, кто я". Это - тоже випашьяна.

Гампопа считал, что все размышления в Мадхьямике - это тоже випашьяна. Такие ментальные действия должны приводить к постижению сущности.

Также в Дзогчен, когда люди сидят и поют слог ААААА..., делают сензимы, рушены, восклицают слог ,,пхэт" - все эти упражнения направлены на постижение сущности. Это не совсем, конечно, випассана, но цель - та же.

Также в Махамудре практика випассаны - это такая практика, когда ты отпускаешь контроль над мыслями, просто садишься и вообще ничего не делаешь. Ждёшь, чтобы твоё сознание само нашло​ свой источник.

При шаматхе без опоры ты осознаешь всё происходящее в уме, всякое появление и исчезновение мысли. Твой ум направлен на эти мысли. Ты находишься в осознавании, в состоянии внимательности.

При этом ты не осознаешь природу самой внимательности. Не осознаешь самой сущности внимательности.

Хотя шаматха без опоры в конце концов может привести к випашьяне. Ты постепенно всё больше и больше расширяешь фокус. То есть, если сначала фокус очень жёсткий - на предметах, потом на дыхании при шаматхе с опорой, то потом, при шаматхе без опоры, фокус становится шире. Потом он становится вообще широкий. А потом происходит следующее - ,,если сначала ты ищешь медитацию, то потом медитация ищет тебя".

То есть випашьяна - это практика распознавания сущности. Если ты ещё не реализовал ригпа, то в медитации випашьяны ты призываешь сознание распознать​ самое себя. Ты все больше распускаешь направленность ума, создавая ему возможность покоится в самом себе. А шаматха - это практика осознанного пребывания. Ты осознаешь внешние проявления, санскары. Осознаешь то, что возникает в сознании.

Можно сказать, что стадия зарождения - это шаматха. А стадия растворения - это випашьяна.

Джанчуб -Дзонг
Джанчуб -Дзонг