Найти тему

Говорили, что автор этой картины превзошел Левитана

Речь о самой известной, и, пожалуй, самой значительной и яркой картине Ильи Семёновича Остроухова (1858 – 1929) – «Сиверко». Два берега реки, вода под свежим северным ветром, неяркое небо. Беспокойная рябь воды, серебристо-серое небо, узнаваемый среднерусский пейзаж. Эта картина, написанная в 1890 году, так восхитила Павла Третьякова, что он приобрел ее у живописца для своей галереи еще до того, как она была выставлена. По мнению Игоря Грабаря, «Сиверко» «значительнее и левитановских картин, хотя ещё недавно такое утверждение могло бы показаться парадоксальным», а Александр Бенуа считал, что эту работу, несмотря на ее «жесткость», нужно отнести к драгоценным явлениям русской живописи.

Пейзаж – преобладающий у Остроухова жанр. В лиричных, проникновенных работах художника можно найти сходство и с Левитаном, и с Нестеровым, и с Репиным, у которого он учился. Они действительно хороши, но, пожалуй, им недостает той «живинки», ясности и высочайшего уровня мастерства, к которому автор приблизился в картине «Сиверко». Да и по эмоциональному воздействию они уступают тому же «Свежему ветру», «Золотому плёсу» и, конечно, «Над вечным покоем». Но Илья Семёнович был вполне достойным живописцем, а еще увлеченным коллекционером картин и древнерусских икон, создавшим из частного дома музей и много сделавшим для развития Третьяковской галереи. Благодаря его стараниям о древнерусской иконе заговорили как об отдельном, полноправном виде живописного искусства.

Сиверко
Сиверко
Аллея
Аллея
Весна
Весна
Гортензии
Гортензии
Лесная заводь
Лесная заводь
Пейзаж с луной
Пейзаж с луной
Пейзаж с водой
Пейзаж с водой
Речка в полдень
Речка в полдень
Ранняя весна
Ранняя весна
Березы
Березы
Первая зелень
Первая зелень
Море у Биарриц
Море у Биарриц