Найти тему
Психолог Юлия Ямалеева

Печаль и гнев как возврат в детство. Детские реакции у жертв и абьюзеров

Порой наша реакция на событие бывает не совсем адекватна этому событию. Такие случаи мы уже обсуждали. И пришли к выводу: в некоторых обстоятельствах мы словно бы на ходу вскакиваем в «поезд» времени – и отправляемся прямиком в собственное детство. В тот период, когда мы были весьма ограничены в возможностях как-то ощутимо повлиять на свою жизнь.

В те моменты наша реакция была адекватна происходящему исходя из наших же скромных ресурсов. В настоящее время та же реакция несколько устарела, потому что ресурсов (каких угодно) у нас стало поболее. Меж тем, когда мы ловим тот или иной триггер – часто (замечу, что всё же не всегда) мы реагируем по-старому. То есть дезадаптивно. Неэффективно. Дисфункционально. (Выберите формулировку, какая больше вам нравится и какую легче произнести). А потом еще и сокрушаемся относительно этих своих реакций. И ругаем себя за них, на чем свет стоит.

В общем, сегодня мы продолжаем говорить о детском режиме. Или о внутреннем ребенке – если вам так привычнее. Я буду использовать словосочетание «детский режим», потому что пишу данные материалы в рамках схема-терапии.

Подробнее о детском режиме вы можете почитать в статье по ссылке, осевшей в конце данного материала. Здесь же я вас порадую новой информацией: детский режим не так прост. У него есть несколько видов. Про них мы сегодня и поговорим. Конечно же, с примерами из жизни.

Мы будем рассматривать режимы – точнее их проявление – через эмоции. Детские режимы напрямую связаны с базовыми эмоциями: страхом, гневом и печалью (для разнообразия я добавлю здесь четвертую – «отвращение»).

Итак, два самых влиятельных из них: «Уязвимый ребенок» и «Сердитый ребенок».

Лучше рассмотреть их парой, потому что порой они словно сплетены в единое целое. Как близнецы – не разберешь, кто есть кто.

1. Уязвимый ребенок. В принципе, по названию режима, думаю, понятно, о чем пойдет речь. Маркеры того, что в какой-то конкретный момент в вас активировался режим Уязвимого ребенка – это ощущения:

· пустоты (опустошенности):

· одиночества;

· социальной неприемлемости (непризнанности, неценности);

· того, что вы нелюбимы (причем, это может никак не коррелировать с реальностью) и непривлекательны (аналогично).

Сразу пример. Женщина, положим лет тридцати пяти – тридцати семи. Приличное количество годков как замужем. Есть дети. Муж не дает ей поводов заподозрить его в охлаждении чувств к ней или в чем-то подобном. Напротив, он регулярно дает ей поводы обратные, питающие самые благоприятные умозаключения о будущности их брака. При этом с завидной регулярностью она испытывает ощущения собственной непривлекательности, внутренней пустоты и одиночества.

-2

Есть подтверждение от реальности? Нет. Более того – реальность постоянно подтверждает нечто прямо противоположное. И наша милая дама сама прекрасно это осознает. А потом включается что-то из серии: «Головой я всё понимаю, а поделать с собой ничего не могу». Речь идет о перманентном, таком глубинном ощущении одиночества, которое не заполняется ни знаками внимания от мужа, ни годами, прожитыми вместе.

Для полноты картины я укажу, что дело здесь не только в режиме. В данном контексте могут присутствовать схемы: «Эмоциональная депривированность» и «Недоверие». В момент самого прозрачного, тончайшего триггера (который наша героиня абсолютно не осознает), активируется схема. Схема становится уязвимой.

Вы ведь помните (из прошлых статей), что схемы – это наши интерпретации действительности, которые мы сформировали в нежном возрасте? И в нежном же нашем возрасте они действительно были актуальны. Так вот, детский режим активируется в ответ на уязвимость той или иной схемы.

Детский режим – это эмоциональная регрессия или, проще будет сказать «откат» в прошлое. При таком раскладе фокус нашего внимания сужается до одной-единственной ситуации, которую мы интерпретируем как похожую на те, что случались с нами в давние времена. Надо ли говорить о том, что ситуация эта мыслится нами как угрожающая.

Кстати, о примерах. В описанных примерах, как и в принципе в жизни, можно найти дополнительные факторы, подозрения на то, что ситуация эта действительно не такова, какой видится на первый взгляд, есть подводные камни и пр. Прошу вас отнестись к приведенным примерам (в данном конкретном случае) без, так сказать, чтения между строк. Я описала именно эти ситуации (может быть, упрощенные, где-то, возможно, преувеличенные) с целью показать: как работают детские режимы – на наиболее простых, возможно даже примитивных случаях.

2. Сердитый ребенок. Вот именно с этим режимом не всё так однозначно. Выше я указывала на то, что Уязвимый ребенок и Сердитый ребенок тесно меж собой переплетены.

Но для начала маркеры. В режиме Сердитого ребенка вы можете ощущать себя:

· разозленными;

· разочарованными;

· нуждающимися в чем-либо и в связи с этим нетерпеливыми. (Прямо как ребенок).

На поведенческом уровне это может проявляться в виде вспышек гнева, несколько преувеличенных относительно вызвавшей их ситуации. (А вот в случае с нарциссическими личностями режим Сердитого ребенка проявляется в виде целой даже ярости (нарциссической, само собой).

Почему не всё так просто с этим детским режимом? Потому что довольно часто он накладывается на режим Уязвимого ребенка. Гневный выплеск происходит потому, что человек ощущает, что его эмоциональные или физические потребности не удовлетворены. На самом деле в основе этой «сердитости» лежит печаль, может быть даже скорбь (по неудовлетворенным некогда потребностям). И то же самое ощущение беспомощности, потерянности. Но если человек по натуре энергичен, если темперамент предполагает – легче выразить гнев, чем печаль. Печалиться больнее, нежели гневаться.

Теперь пример.

Приходит муж домой. Жена забегалась, замоталась, не успела ужин приготовить. Или приготовила не то, чтобы ему хотелось, что-то совсем уж простенькое. В общем, ситуация абсолютно бытовая и по структуре своей не слишком-то серьезная. (Имеется в виду, что обычно данная конкретная жена со своими обязанностями вполне справляется и заботой мужа не обделяет).

В общем, приходит муж домой и нынешнюю неуспеваемость жены расценивает как абсолютно наплевательское отношение к нему в целом. Таковое вызывает в нем достаточно бурный гнев. Он начинает привечать ситуации из прошлого, в которых жена, опять-таки, не одарила его должной степенью заботы и пр. Доводы не слушает, уверениям не внемлет. В общем, случай, так сказать на копейку, а реакция – на целый рубль.

Что может лежать в основе подобной реакции гнева? Раз мы говорим о детских режимах, думаю, вы и сами догадываетесь, что нашего мужа унесло в данном случае куда-то далеко в прошлое. В некую ситуацию (скорее ситуации), которая показалась ему похожей на ту, что сейчас происходит на его собственной кухне. В ситуации, где о нем не позаботились, проигнорировали его детские потребности. В дальнем прошлом он мог испытывать по этому поводу печаль или скорбь. Сейчас же он обучился выбирать гнев, потому что впадать в гнев и выражать гнев ему проще, чем подпускать к себе глубинную печаль. Выраженный гнев его покинет, он ощутит что-то вроде катарсиса – и через некоторое время успокоится. Может быть, даже предложит жене заказать пиццу (а значит, выйдет из оков эмоциональной регрессии) – ну или же продолжит обижаться, разочаровываться и подозревать жену в наплевательских мотивах. Как знать.

3. Разгневанный ребенок. По схожести названий с предыдущим режимом можно предположить, что меня заклинило, но нет – эти режимы отличаются.

Маркер:

· Гнев – по поводу нарушения потребности в самоутверждении или автономии.

-3

Здесь мы укатываемся в семьи, где были очень требовательные, властные родители из разряда: «Либо ты делаешь вот так, либо тоже самое, но потирая болящую пятую точку».

Здесь нужно сразу сделать исключение. Выходцы из подобных родительских семей далеко не всегда способны испытывать – а тем паче выражать гнев. Через раз там будет присутствовать самоподавление, стыд (и/или вина) после выражения гнева, а также чувство стыда при попытках заявить о своей позиции. Варианты комбинаций тянутся в бесконечность: пассивная агрессия, выражение гнева в одних ситуациях и абсолютное замирание в других, аутоагрессивное поведение и пр.

Но сам вопрос снова уходит в сторону темперамента. Повторюсь, что есть личности, которым проще выразить именно гнев. И именно они при малейшем ощущении того, что кто-то пытается, положим, нарушить их границы – склонны выдавать довольно бурные реакции. Реакции эти могут проявляться в причинении боли или вреда окружающим их людям или предметам. А поводу ощущений – это всего лишь ощущения согласно их собственным интерпретациям. То есть ситуация, которая видится им под наклоном в определенную сторону – может вовсе таковой не быть. Визави, к примеру, и не думал продавливать никакие их границы – но, несмотря на это «ответка» ему уже прилетела.

Здесь в качестве примера могут выступать абьюзивные личности. Как известно, чаще всего, в их детстве было не всё гладко. Читаем: их попытки как-то выразить, проявить себя поднимались на смех, многие их потребности (в родительской семье) игнорировались, а автономия нарушалась. Имеем плотно окутавший психику гнев, который в данном случае выплескивается на окружающих.

То есть при любых ситуациях (мало-мальски триггерящих нечто, присутствовавшее в детстве) – наружу выходит неконтролируемый гнев. (Потому что у абьюзивных личностей вдобавок обычно страдает и контроль импульсов).

4. Импульсивный ребенок.

Маркеры:

· поведение с ударением на эгоизм;

· отсутствие способностей к контролю желаний (трудности с отсрочкой их удовлетворения);

· импульсивное поведение от момента к моменту, во что бы то ни стало (не взирая на возможный исход для себя же и окружающих людей);

· непереносимость каких-либо ограничений, капризность, избалованность.

Положа руку на сердце, изредка всяк из нас проявляет некоторую долю импульсивности. Однако, есть личности, у которых с этим прям беда. Детский режим Импульсивный ребенок тесно связан с глубинными схемами «Привилегированность/Грандиозность» и «Недостаточный самоконтроль». А раз уж мы сегодня про детство – то таковая схема образуется в результате «попустительской» манеры воспитания. Когда ребенку слишком многое разрешается, когда взрослые не особо-то и стремятся обозначить для него границы личного пространства других людей.

5. Недисциплинированный ребенок – режим, впадая в который человек не может заставить себя закончить скучное задание, быстро сдается и т. д.

Причины у проблем с самодисциплиной пестрят разными вариантами (проблемы с внутренней мотивацией, токсичный внутренний критик, банально указанная выше схема «Недостаточный самоконтроль» и др.). В общем, здесь я на этом не буду застревать.

6. И наконец Счастливый ребенок.

Маркеры того, что вы находитесь в данном режиме:

· вы чувствуете себя любимыми;

· защищенными;

· компетентными, социально приемлемыми.

В общем, возьмите всё то, что было описано в режиме Уязвимого ребенка – и разверните на сто восемьдесят градусов.

Счастливчики, которые большую часть времени находятся именно в этом режиме – росли в семьях, где их основные эмоциональные потребности были адекватно, сбалансированным образом удовлетворены.

Вернемся к нашим нарциссам. Что делает нарциссический партнер (как всегда – таковым может быть и мужчина, и женщина) – в период сахарного шоу? Правильно, вводит вас в режим Счастливого ребенка. Некоторое время вы парите на этом облаке – а затем вас выкидывает на тучку Уязвимого ребенка, с которой вы можете перепрыгивать в область Сердитого ребенка. И обратно к Уязвимому. Но на то первое, пушистое счастливое облачко с данным конкретным нарциссическим партнером вы уже никогда не попадете. Даже если нарциссическая личность решит устроить для вас небольшое сахарное шоу посередине отношений, чтобы вы не сбежали – чувство постоянной тревоги не даст вам соскочить с режима Уязвимого ребенка.

В общем, вам показали, как это бывает – когда все ваши эмоциональные потребности удовлетворены – а теперь, будьте добры, живите воспоминаниями.

Надеюсь, что материал был понятен и полезен! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Читайте здесь вводную статью о детском режиме