Найти тему

Авиаконструктор Сухой П.О и его самолеты

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Сухой Павел Осипович (1895— 1975 гг.) — один из старейших отечественных авиаконструкторов, ученик Н. Е. Жуковского и А. Н. Туполева. Родился в селе Глубокое, Западная Белоруссия, в семье учителя. После окончания средней школы в 1914 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Одновременно он посещал лекции профессора Н. Е. Жуковского, читаемые в Московском высшем техническом училище. В апреле 1916 года Сухой был призван на службу в армию и направлен в школу прапорщиков, после окончания которой оказался на Северо-Западном фронте. По возвращении из армии, уже после Октябрьской революции, занимался любимым делом. Помимо занятий в Московском высшем техническом училище он по совместительству работал чертежником в ЦАГИ. Тема дипломного проекта Сухого была «Одноместный истребитель». Профессор А. Н. Туполев дал очень высокую оценку работе молодого специалиста. В 1925 году после окончания вуза Сухой — инженер-конструктор. С первых же дней работы пришлось выполнять ответственные поручения. В 1925 году велась работа над созданием двухмоторного самолета АТ-4, это был первый самолет П. О. Сухого. В июле 1927 года бригада под руководством Сухого выпустила истребитель И-4 (АНТ-5).

Картинка из свободных источников. Истребитель И-4 (АНТ-5).
Картинка из свободных источников. Истребитель И-4 (АНТ-5).

Он строился серийно, было выпущено 340 машин, состоял на вооружении в Советских ВВС. Очередной истребитель Сухого И-14 (АНТ-31) был выпущен в 1932—1934 годах. Этот самолет на вооружение не приняли (было изготовлено 18 машин), так как к этому времени выпускался известный И-16 конструкции Н. Н. Поликарпова. Вскоре бригадой Сухого был выпущен двухместный истребитель ДИП (АНТ-29).

Картинка из свободных источников. Истребитель ДИП (АНТ-29).
Картинка из свободных источников. Истребитель ДИП (АНТ-29).

Он имел на вооружении две динамореактивные пушки калибра 75 мм. Особо значимой работой П. О. Сухого стал самолет РД (АНТ-25, или «Рекорд дальности»). Работа проводилась под руководством Туполева. В апреле 1933 года самолет был уже на аэродроме. Великолепная машина прославила Советский Союз благодаря перелетам В. П. Чкалова и М. М. Громова со своими экипажами. Самолет имел расчетную дальность полета — 15 000 км, фактическую — 12 400 км (при запасе топлива — 6100 кг), мотор М-34 мощностью 960 л. с., максимальную скорость полета — 246 км/ч. Всего было построено две машины. На двухмоторном самолете «Родина», АНТ-37бис (ДБ-25), летчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко, М. М. Раскова совершили выдающийся перелет по маршруту Москва—Дальний Восток протяженностью 5950 км. П. О. Сухой к этому перелету имел непосредственное отношение. В августе 1937 года бригадой Сухого был выпущен самолет С-3 (АНТ-51).

В начальный период Великой Отечественной войны участвовал в боях ближний бомбардировщик конструктора Су-2 (ББ-1).

Картинка из свободных источников. Бомбардировщик Су-2 (ББ-1).
Картинка из свободных источников. Бомбардировщик Су-2 (ББ-1).

С 1940 года было выпущено 500 машин. Из конструкторского бюро вышел еще один боевой самолет Су-1(И-330). В серию не пошел.

Картинка из свободных источников. Самолет Су-1(И-330).
Картинка из свободных источников. Самолет Су-1(И-330).

Дальнейшая работа над этим истребителем позволила выпустить новую машину Су-3 (И-360), но она оказалась ненадежной. Модификацией самолета Су-2 являлся Су-4, он проектировался как штурмовик. В 1941—1942 годах был создан штурмовик Су-6; он проектировался в нескольких модификациях: одноместный — Су-6-1, двухместный — Су-6-II, Су-6-III. В серию они не пошли. Су-5 (И-107) имел смешанную силовую установку — поршневой двигатель ВК-107 и воздушно-реактивный двигатель (1944—1945 гг.). Этот самолет являлся по сути экспериментальным. На самолете Су-7 был установлен двигатель воздушного охлаждения А. Д. Швецова — АШ-82-ФН и жидкостно-реактивный двигатель РД-1. В 1943 году появился двухместный самолет-штурмовик Су-8. Серийно не производился. В 1946—1947 годах был спроектирован самолет Су-12, двух- моторный, четырехместный. Серийно не производился. В 1946 году конструкторским бюро П. О. Сухого был построен первый реактивный самолет этого коллектива Су-9 (Су-9К), на котором установили два двигателя РД-10 (немецкий Jumo-004). Удалось достичь скорости около 900 км/ч, что по тому времени являлось, несомненно, достижением. В дальнейшем были разработаны Су-11 (ЛК) и Су-13. Проектировался также фронтовой бомбардировщик с четырьмя реактивными двигателям. С 1948 года велась работа над созданием истребителя Су-15; два реактивных двигателя РД-45 (английский лицензионный НИН) позволили достичь скорости полета около 900 км/ч. При испытании самолета возникли опасные, нарастающие по интенсивности вибрации. Летчику-испытателю С. Н. Анохину пришлось оставить машину, катапультироваться. В то время, когда уже был создан истребитель МиГ-15 в 1948 году, конструкторское бюро Сухого работало над созданием сверхзвукового самолета Су-17 с двигателями ТР-3 А. М. Люльки.

Картинка из свободных источников. Самолет Су-17
Картинка из свободных источников. Самолет Су-17

В ноябре 1949 года в стране происходила реорганизация структур авиационной промышленности, это коснулось и конструкторского бюро П. О. Сухого, но его активная работа продолжалась. В 1954 году самолет Сухого со стреловидным крылом С-1 показал скорость 2170 км/ч. Самолеты Сухого в конце 1950-х годов строились серийно (С-2, С-22, Су-7У, С-1). Многие высокие результаты, в частности, мировые рекорды были установлены на машинах этого конструкторского бюро. В июле 1959 года летчик-испытатель В. Ильюшин на самолете Т-431 поднялся на высоту 28 852 метра. В 1962 году летчик-испытатель А. Козлов на расстоянии 500 км показал среднюю скорость полета 2337 км/ч. Всего конструкторское бюро П. О. Сухого выпустило 50 типов самолетов, из которых 34 строились и прошли испытания. П. О. Сухой был не только достойным преемником Н. Е. Жуковского, А. Н. Туполева, но и учителем Д. Ромейко-Турко, Я. Фельцера, Я. Иванова и других конструкторов, достойно продолжавших развивать отечественную авиацию.

Уважаемые читатели! Поддержите канал-подпишитесь.