Найти в Дзене

Как эта молодая африканка связана с Эдуардом Мане и китайским искусством?

Эти картины так и хочется приписать Эдуарду Мане - но нет, это не он.

Фредерик Базиль. Молодая женщина с пионами, 1870. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Фредерик Базиль. Молодая женщина с пионами, 1870. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Жан-Фредерик Базиль был родом из окситанского города Монпелье и принадлежал тому же художественному сообществу Парижа, что и Мане, Сезанн, Сислей и Ренуар. В 1870 году в возрасте 28 лет лет Базиль погиб на Франко-прусской войне и потому остался в тени современников.

Фредерик Базиль. Молодая африканка с пионами, 1870. Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль. Молодая африканка с пионами, 1870. Музей Фабра, Монпелье.

Предполагается, что здесь все же есть оммаж Мане - он выращивал пионы, а темнокожая цветочница Базиля напоминает служанку с букетом у ног Олимпии. В урбанизирующимся XIX века свободные горожане смешанного происхождения или родом из колоний могли рассчитывать на занятость в основном низкоквалифицированным трудом, например, уличной торговлей. Симптоматично, что волосы девушки скрыты под платком, а в одежде нет ничего «экзотического» или «античного», характерного для образа «благородного дикаря».

Однако её соседство с китайской фарфоровой вазой - диковинкой и предметом роскоши - не может не наводить на мысль на сопоставление двух "экзотических" явлений.

Олимпия и искусство модернизма

Влияние Олимпии на искусство модернизма переоценить сложно. А ведь это только прямое! "Туалет" Базиля тоже можно записать в эту группу.

Не менее скандальной, чем выбранный сюжет, была сама манера письма Мане. Как и многие художники его круга, он увлекся японской гравюрой и пробовал применить художественные принципы Востока в своих работах. Отказ от проработки объема и полутени воспринимался критиками как дерзость и грубость, в сочетании с сюжетом - вовсе вульгарность.

Для сравнения - классическая китайская живопись (во многом повлиявшая на японскую).

Анонимный придворный художник. Бытовая сцена в богатом домохозяйстве, третья четверть XVIII века (Династия Цин, период Цяньлун). Музей изящных искусств, Бостон.
Анонимный придворный художник. Бытовая сцена в богатом домохозяйстве, третья четверть XVIII века (Династия Цин, период Цяньлун). Музей изящных искусств, Бостон.

К второй половине XVIII века, однако, при императорском дворе уже были известны европейские мастера.

Об одном из таких художников поговорим в следующий раз!

***

Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!