Найти тему
Tallirr: history, art & teaching

«Кошачье царство» на картинах Луиса Уильяма Уэйна

«Добрый человек с тяжелой судьбой» — эти слова звучат даже как-то банально, но именно они могут наиболее точно описать жизнь британского художника Луиса Уильяма Уэйна. В России об этом авторе до недавнего времени было известно не так уж и много, однако именно его работы приводят в пример, если необходимо проиллюстрировать изменение творчества человека под воздействием шизофрении. Хотя, следует сказать, что не было точно доказано, страдал ли художник шизофренией или стал жертвой другого психического расстройства.

Популярность работы Уэйна начали получать после выхода фильма "Кошачьи миры Луиса Уэйна" с Бенедиктом Кембербетчем в главной роли. Если честно, я очень ждала этого фильма, но, увы, лично мои ожидания он не оправдал. Биография Уэйна очень интересна и необычна, но по фильму это сказать сложно. Итак, давайте разбираться во всех этой истории с самого начала.

Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года и был старшим из 6 детей Уэйнов. При этом, что весьма важно, Луис был единственным мальчиком. Рассеянный, мечтательный юноша с детства увлекался искусством, что и предопределило его дальнейшую судьбу: в 1877 году он поступает в Западную Лондонскую школу искусств, где и остается в качестве преподавателя уже после окончания учебы. Педагогическая карьера художника была прервана печальным событием: умер отец семейства Уэйнов. Для понимания тяжести ситуации надо знать одну вещь: в Англии конца XIX столетия еще не было распространенно такое явление, как работающая женщина. Девушки полностью зависели от своих отцов и братьев, а затем от мужей. Ни одна из 6 сестер художника не вышла замуж, так что на плечи молодого человека лег груз ответственности за 7 женщин разом.

Наиболее прибыльным занятием для художника в тот период было написание пейзажей и зарисовок загородных домов для различных газет, потому работая на «The Illustrated London News» Луис мог обеспечить себя и родных. Работа над иллюстрациями часто требовало от художника умения писать животных, что выходило у Уэйна весьма искусно.

-2

В 1884 году художник женится на Эмили Ричардсон, работавшей гувернанткой у сестер Уэйна. Насладиться счастливой совместной жизнью молодоженам не удалось: вскоре после свадьбы Эмили заболевает (в некоторых статьях уточняется, что диагнозом миссис Уэйн был рак), от которого и умирает всего через три года. Именно этот печальный период жизни стал определяющим для карьеры художника: у пары был котёнок Питер, которого Луис обучал разным трюкам, что забавляло девушку, отвлекая от мыслей о болезни. Именно черно-белый котенок пары стал первой «моделью» главного кошачьего художника XIX столетия.

-3

После смерти жены Уэйн полностью сосредоточился на изображении кошек, причем со временем они становились все более антропоморфны, а в их действиях легко узнавались занятия современников. Надо сказать, что датировка изображений Уэйна, как и попытка расположить их в хронологическом порядке, — занятие подразумевающее скорее предположение, ведь сам Луис Уэйн не указывал на своих работах время создания.

«Ночной кошмар кошек»
«Ночной кошмар кошек»

Забавные и очаровательные кошки Уэйна стали весьма популярны среди современников: ему заказывали иллюстрации книг, начали выпускаться открытки. Сам художник активно занялся защитой кошек, которых, надо сказать, в Викторианскую эпоху все еще не особо-то и любили, сохраняя предрассудки Средневековья. В 1898 Уэйн стал председателем Национального клуба кошек и членом нескольких благотворительных организаций. Так что массовой любви к кошкам в наше время мы можем быть во многом обязаны именно Уэйну.

-5

Тем не менее, богатство и успех не сопутствовали художнику, так как он был весьма доверчив и непрактичен, в связи с чем неудачно вкладывал деньги, продавал рисунки вместе с правом издательства и, как итог, погряз в долгах.

-6

В 1907 году Луис Уэйн уехал в Нью-Йорк, где был весьма тепло принят: ему заказывали комиксы и иллюстрации, однако в это время художник начинает терять популярность на родине, а неудачное вложение финансов привело к тому, что вернулся на родину, в связи со смертью матери, мужчина еще с меньшим количеством денег, чем у него было до отъезда.

-7

Со временем кошки Уэйна становились не только человекоподобны, но и вообще более абстрактны и нереальны. Некоторые исследователи связывают данное явление с тем, что Уэйн ознакомился с таким течением в искусстве, как кубизм, которое и оказало влияние на художника. Другие же связывают это с первыми проявлениями психического заболевания. Многие исследователи упоминают, что в данный период Луиса захватила идея создания серии керамических фигурок котов. Партия, как считается, погибла при перевозке из Англии в США, в связи с чем Уэйн вновь потерял все свои вложения.

-8

После возвращения из США художник сильно поменялся: вместо мягкого и доверчивого юноши появился человек мнительный и даже жестокий. В 1924 году он даже спустил одну из сестер с лестницы, за что был помещен в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу. Однако, влиятельные люди, такие как Герберт Уэллс, обнаружили местонахождение «кошачьего мастера» и добились его перевода в Хартфордшир, рядом с которым был кошачий питомник. Таким образом, Луис Уэйн мог продолжать работать даже в клинике. Его работы этого периода все больше отходят от реализма и на некоторых даже весьма проблематично увидеть кошек. Это яркое изменение привело к тому, что несколько картин Уэйна даже помещают в медицинские издания для иллюстрации того, как меняется видение художника по мере ухудшения психического здоровья.

-9

Милые, кокетливые, игривые, злые, яростные и даже пугающие — таковы кошки Луиса Уильяма Уэйна, человека, отдавшего всю свою жизнь одной теме и одной любви.

Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве