Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Пусковая установка 2П19 ракетного комплекса «Эльбрус» на шасси самоходки ИСУ-172К

Хочу сегодня вернуться к обзору экспозиции «Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи» в Санкт-Петербурге, чтобы продолжить рассказ о ракетном комплексе 9К72 «Эльбрус», о котором я довольно подробно рассказал в прошлой статье:

Тогда мы поговорили про сам комплекс, про ракету и про пусковую установку 9П117, построенную на колёсном шасси МАЗ-543.

В рамках рассказа я специально не стал упоминать, что кроме колёсного варианта пусковой установки был еще вариант на гусеничном ходу.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Так что сегодня хочу заполнить этот пробел и рассказать про 2П19, который начал поступать на вооружение даже раньше колёсного варианта.

Комплекс 9К72 с ракетой 8К14 на пусковой установки 2П19 постановлением Совмина СССР был принят на вооружение 24 марта 1962 года.

В то же время испытания колёсного пускового агрегата (тогда он базировался на шасси МАЗ-537) провалились — требовалось усиливать раму. Из-за этого 9П117 уже на шасси МАЗ-543 начали поступать на вооружение Красной армии лишь в 1967 году.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Напомню, что ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.

В начале 60-х, когда производилась разработка комплекса, на вооружении стояла ракета 8К11 с пусковой установкой 8У218 на гусеничном шасси.

При разработке ракеты 8К14 конструкторы ориентировались на использование наземного оборудования, разработанного для ракеты 8К11.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Такой подход позволил конструкторам значительно сократить время разработки ракетного комплекса. К слову, ракету 8К14 подготовили всего за 3 года и 5 месяцев.

Пусковая установка 2П19, как и уже упомянутая выше 8У218, базировалась на шасси тяжёлой самоходной установки ИСУ-152К.

Она была модернизированным вариантом самоходки ИСУ-152, применявшейся еще во время Великой Отечественной войны.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Боевая масса 2П19 составляла 42,5 тонны. Боевой расчет — 8 человек. оружие - пусковая установка оперативно-тактических ракет Р-17.

В движение установка приводилась дизельным двигателем В2-ИС мощностью 382 кВт (520 л.с.), который позволял развивать максимальную скорость до 30 км/ч.

В период с 1957 по 1964 гг. с использованием узлов и агрегатов самоходной установки ИСУ-152К в СКВ ЛКЗ были спроектированы и изготовлены опытные образцы неброниро­ванных стартовых агрегатов: «Объект 807» под три тактических ракеты, «Объект 816» и «Объект 817» - под оперативно-такти­ческую ракету Р-17.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Что касается 2П19, то его планировалось заменить на более мобильный 9П117, но полностью замещение так и не произошло.

К концу 80-хх годов 2П19 всё еще находились на вооружении в ракетных бригадах в Кандалакше и на Кавказе, где гусеничная техника более предпочтительна.

Ну и, надо отметить, что 2П19 выглядит куда более эффектно, чем 9П117. Хотя принцип действия абсолютно идентичный.

Статья получилась небольшая, но мимо этого экземпляра я просто не мог пройти. К тому же, рассказ про «Эльбрус» был бы неполным без упоминания гусеничной пусковой установки.