Хочу сегодня вернуться к обзору экспозиции «Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи» в Санкт-Петербурге, чтобы продолжить рассказ о ракетном комплексе 9К72 «Эльбрус», о котором я довольно подробно рассказал в прошлой статье:
Тогда мы поговорили про сам комплекс, про ракету и про пусковую установку 9П117, построенную на колёсном шасси МАЗ-543.
В рамках рассказа я специально не стал упоминать, что кроме колёсного варианта пусковой установки был еще вариант на гусеничном ходу.
Так что сегодня хочу заполнить этот пробел и рассказать про 2П19, который начал поступать на вооружение даже раньше колёсного варианта.
Комплекс 9К72 с ракетой 8К14 на пусковой установки 2П19 постановлением Совмина СССР был принят на вооружение 24 марта 1962 года.
В то же время испытания колёсного пускового агрегата (тогда он базировался на шасси МАЗ-537) провалились — требовалось усиливать раму. Из-за этого 9П117 уже на шасси МАЗ-543 начали поступать на вооружение Красной армии лишь в 1967 году.
Напомню, что ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.
В начале 60-х, когда производилась разработка комплекса, на вооружении стояла ракета 8К11 с пусковой установкой 8У218 на гусеничном шасси.
При разработке ракеты 8К14 конструкторы ориентировались на использование наземного оборудования, разработанного для ракеты 8К11.
Такой подход позволил конструкторам значительно сократить время разработки ракетного комплекса. К слову, ракету 8К14 подготовили всего за 3 года и 5 месяцев.
Пусковая установка 2П19, как и уже упомянутая выше 8У218, базировалась на шасси тяжёлой самоходной установки ИСУ-152К.
Она была модернизированным вариантом самоходки ИСУ-152, применявшейся еще во время Великой Отечественной войны.
Боевая масса 2П19 составляла 42,5 тонны. Боевой расчет — 8 человек. оружие - пусковая установка оперативно-тактических ракет Р-17.
В движение установка приводилась дизельным двигателем В2-ИС мощностью 382 кВт (520 л.с.), который позволял развивать максимальную скорость до 30 км/ч.
В период с 1957 по 1964 гг. с использованием узлов и агрегатов самоходной установки ИСУ-152К в СКВ ЛКЗ были спроектированы и изготовлены опытные образцы небронированных стартовых агрегатов: «Объект 807» под три тактических ракеты, «Объект 816» и «Объект 817» - под оперативно-тактическую ракету Р-17.
Что касается 2П19, то его планировалось заменить на более мобильный 9П117, но полностью замещение так и не произошло.
К концу 80-хх годов 2П19 всё еще находились на вооружении в ракетных бригадах в Кандалакше и на Кавказе, где гусеничная техника более предпочтительна.
Ну и, надо отметить, что 2П19 выглядит куда более эффектно, чем 9П117. Хотя принцип действия абсолютно идентичный.
Статья получилась небольшая, но мимо этого экземпляра я просто не мог пройти. К тому же, рассказ про «Эльбрус» был бы неполным без упоминания гусеничной пусковой установки.