Найти тему
Сильная вера.

Вечная битва между православием и язычеством

православием и язычеством
православием и язычеством

Каждый год на границе зимы и весны начинается эпическая битва православия с язычеством, заканчивающаяся вскоре после Рождества. Но радость победы слишком недолговечна, потому что только примерно через месяц страсти снова разгораются, и война возобновляется с новой силой! Так должны ли мы отмечать столь любимые нашим народом праздники, связанные с колядованием, обрезкой лозы, мартеницами, кукери и т. д.? Не возвращаемся ли мы к язычеству? И не отпадем ли мы от нашей православной веры? Прогневать Бога как идолопоклонники?

Чтобы прояснить этот вопрос, вернемся к заре христианства. В книге Деяний (15:1-5) сообщается, что некоторые христиане-иудеи, принадлежавшие к фарисейской секте (так называемые «законники») учили язычников, что без обрезания они не могут быть спасены. То есть, по их мнению, спасение обретается не только через веру во Христа, но и через соблюдение Моисеева закона. Полемику вокруг этого вопроса обсуждает заяв. Павел в ряде своих посланий, но главным образом в Послании к Галатам. Он сам принес Евангелие в этот регион и основал поместные церкви . Везде он разъяснял верующим, что Закон остается действительным только в своем духовном измерении: «...и обрезание не то, что наружно, на плоти; ... а обрезание есть то, что от сердца, по духу» (Гал. 6:15; Рим. 2:28, 29). Законники пришли за ним, желая добиться буквального соблюдения заповедей (Гал. 1:6-9; 3:1-3). В своем послании апостол говорит своим духовным чадам следующее: «Если хотите следовать хотя бы одной заповеди по ее плотскому установлению, то должны исполнить весь закон Моисеев, потому что он представляет собой нераздельное целое» (ср. Гал. 5:3). Например, для совершения обрезания нужны священники, и они связаны с храмом и всей системой ритуальных жертвоприношений Ветхого Завета.

Проблема была очень важной и поэтому ее рассматривали на Апостольском Соборе в Иерусалиме. Вдохновленный св. В духе было принято следующее решение: из телесных положений Закона христианам среди язычников надлежит совершать только следующие необходимые дела — «воздерживаться от жертв идолам и от крови, от утопления и от блуда, и не делать другим, что не твое, пожалуйста» (Деяния 15:20-29). Апостол категоричен: «Хотящие оправдаться законом отвергли Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4). Поэтому все, проповедующие, что спасение обретается не только через веру во Христа, но и через соблюдение Моисеева закона, несут иную благую весть (евангелие) и должны быть преданы анафеме, т.е. отлучение от Церкви (ср. Гал. 1:8, 9).
Однако несколько позже случай из жизни ап. Павел вызывает у нас недоумение - он как бы обманывает собственные слова и указы, а из-за страха перед иудеями решает показать себя защитником Закона!

-2

Остановимся на этом тексте подробнее:



«Когда мы прибыли в Иерусалим, братья с радостью приняли нас. На следующий день Пол пошел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. И когда Павел приветствовал их, он рассказал им одному за другим все, что Бог сделал среди язычников через его служение. И они, когда услышали, прославили Бога; и сказали ему: видишь, брат, сколько десятков тысяч иудеев уверовали, и все они ревнители закона. И много сказано о тебе, что ты учишь всех иудеев, находящихся среди язычников, отступать от Моисея, говоря им, чтобы они не обрезали своих детей и не следовали обычаям. Так что делать? Наверняка соберется много людей, потому что они услышат, что вы пришли. Делайте то, что мы вам говорим: в нашем доме четверо мужчин, которые дали друг другу арендную плату. Возьми их, очистись с ними и понеси их расходы, чтобы остригать им головы, и пусть все знают, что то, что они слышали о тебе, ничто, но чтобы ты сам соблюдал Закон. А для язычников, которые уверовали, мы написали, постановив, чтобы они ничего подобного не наблюдали, а только воздерживались от идоложертвенных, от крови, от утопления и от блуда. Тогда Павел взял этих людей и, очистившись с ними, на другой день вошел в храм и объявил день, в который исполнятся дни очищения и в который будет принесено приношение за каждого из них. Когда же семь дней подошли к концу, Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутились всем народом и наложили на него руки, восклицая: мужи Израилевы, помогите! Тот человек учит всех повсюду против людей, против Закона и против этого места; в то же время он привел в храм и эллинов, осквернив таким образом это святое место. Ибо прежде видели с ним Трофима Ефесянина в городе и думали, что Павел ввел его в храм. Весь город зашевелился, и люди сбежались. И когда схватили Павла, поволокли его из храма; и дверь тотчас затворилась» (Деяния 21:17-30).

Нетрудно догадаться, какой ответ на эту очевидную дилемму дает «отступничество» Павла. Даже после воскресения и вознесения Христа христиане-евреи продолжали соблюдать таинства и праздники Моисеева закона. Делали они это не как условие спасения, а для того, чтобы заявить о своей принадлежности и сохранить видимость своей национальности. После разрушения Иерусалима евреи были рассеяны по всем уголкам земли почти на две тысячи лет, но благодаря своим традициям они сохранили свою национальную идентичность (даже те из них, кто с веками потерял веру в Бога!).

А что апостол Павел советует христианам среди язычников? Есть такие слова, которые, если бы мы не знали наверняка, что они его, показались бы современным поборникам и ревнителям чистоты веры прямо кощунственными! Апостол Павел утверждает, что нет ничего плохого даже в том, чтобы сидеть в идолском храме и есть мясо животных, принесенных в жертву языческим богам, до тех пор, пока мы имеем христианское сознание, что есть только один Бог и что «земля есть Господня и то, что на нем, исполнилось» (1 Кор. 8 гл.; 10: 26). (Конечно, он оговаривает, что мы не должны этого делать, если вокруг есть братья, которые слабы в вере и подумают, что мы таким образом кланяемся идолам.) Другими словами, мы, как христиане, должны были уже опустошить свой разум. всех мифов, легенд и суеверий,

Размышляя в 14-й главе Послания к Римлянам в идентичном контексте, апостол утверждает, что «немощный в вере ест только овощи» (ср. Рим. 14:2), т.е. ограниченность и боязнь «еды [и всего прочего!], которую Бог сотворил для верных вкушать с благодарением» (1 Тим. 4:3), являются признаком слабости и инфантильности в нашем христианском возрастании. Чуть далее то же самое он замечает о днях и праздниках: «Один отличает день от дня, а другой считает все дни одинаковыми. Каждый да поступает по убеждениям своим» (Рим. 14:5). В Римской церкви было немало христиан-иудеев (см. приветствие Павла - Рим. 16 гл.), соблюдавших свои праздники - Суккот, Хануку, Рош ха-Шана, Йом-Кипур и т.д. Чтобы последние не пытались навязать себя, иначе язычники запретили бы им следовать своим традициям,

Но кто-то возразит: «Ветхозаветные праздники даны Богом, а те, что имеют языческий корень, постоянно напоминают нам и могут увести нас обратно к религиям и мифологиям, глубоко противостоящим Ему!». Но мы уже говорили вначале, что соблюдение Моисеева закона как условия спасения ведет к отпадению от христианской веры. То есть, если мы не будем осторожны в своем отношении к ним, эти праздники могут оказаться такими же «опасными», как и языческие! Несколько лет назад в Facebook я наткнулся на группу эфиопских христиан из США, которые считали себя «единственными истинными евреями» (остальные были хазарами). Оказалось, что они до сих пор поддерживают законническую ересь! Когда я задал одному болгарину из их общества (поднявшемуся до проповедника и учителя) вопрос: «Должны ли мы быть обрезанными?», он ответил мне буквально следующее: «Если вы хотите стоять под кровью Иисуса, потому что необрезанный человек не может участвовать в Пасхе, и если вы хотите креститься после Бога, вы должны быть обрезаны. И если не заботишься о своем спасении, не обрезывайся». Как говорится, "без комментариев"!

Конечно, как говорили древние римляне, неправильное использование не делает недействительным правильное использование!