Найти тему

Школа будущего

Оглавление

Лучший способ достичь цели – хорошенько её визуализировать. Поэтому давайте-ка представим себе школу будущего.

  • В классах – сверхсовременное обучающее оборудование.
  • В коридорах – особое покрытие для удобного бега и мягкого падения.
  • В спорт-зоне – масса секций на выбор, от фитнеса до бодибилдинга.

Неплохо, а как насчёт специфики образования? Думаю, составляющих будет как минимум семь:

1. Обучение на равных.

Новые технологии будут возникать ещё быстрее, чем сейчас, а доступ к ним будет ещё шире. Поэтому взрослые утратят «монополию на знания» и будут непрерывно учиться новому, опережая детей на пол-шага, а порой и одновременно с детьми. И те, и другие будут испытывать радость постижения мира и вдохновение к саморазвитию.

2. Никаких шаблонов.

Школьники перестанут «притягиваться за уши» к усреднённому стандарту. Норма знаний станет персональной, а образцы останутся лишь для ориентира.

3. Сила сообщества.

Детей будут вести во взрослую жизнь «всем миром», не сваливая эту задачу на одну только школу. Выявляя просчёты воспитания, их будут решать внутри сообщества, не указывая на школу пальцем. 

4. Энергия малых групп.

Главной «фишкой» будут не массовые праздники, куда детей сгоняют добровольно-принудительно, а локальные, «камерные» события. Узкие мероприятия для сообщества соседей – людей, которых ребёнок утром видит в автобусе, с которыми здоровается на улице, лучшим качествам которых хочет подражать.

5. Взаимный интерес.

В школе будущего нет равнодушных – все участники процесса интересны друг другу. Дети интересны учителям, учителя интересны друг другу, детям и родителям, родители интересны школьным сотрудникам и детям. Обучение – это пространство диалога, совместных действий и прочных связей.

6. Право выбора.

Школы будущего не скроены по одному образцу – благодаря разнообразию теорий обучения они различны. Среди этого многообразия каждая семья сможет выбрать подходящий вариант под свои ценности и представление о мире.

7. Ответственность.

Школа будущего транслирует: мир не статичный, а изменяемый, и меняем его мы сами. Наш двор, сообщество, страна, планета – это результат действий каждого, поэтому действовать нужно бережно.

Мой футуристический прогноз – не фантазия: всё это уже происходит. Набирает ход лавина, которую не остановить, и имя ей – реформа обучения.

И нам, педагогам, скоро останется два варианта:

  1. либо отойти и не мешать преобразованиям,
  2. либо быть в потоке и перестраиваться!