Найти тему
Учитель в бизнесе

Следующий шаг развития государства: поддержка особенных семей

Сразу скажу, я не мать пока ещё: гормоны окситоцина и пролактина в голову не ударяли и я не знаю этих состояний... поэтому события описываемые в этой публикации я делаю сухо, прогнозически-аналитически, со своей "педагогической колокольни".

Моё внимание привлекло резкое движение на противоположном перроне станции на нашем вокзале. Я сидела напротив, ожидала поезд, вдруг из-за коляски с маленькой кудрявой девочкой резко дёрнулась чья-то рука. Я стала наблюдать, вижу что рука неестественно выгнута, рядом склонилась молодая женщина, она дёргает ребёнка на верх из коляски, и я вижу его неестественно перекошенный рот, и так же резко он опускается вниз. Потом понимаю - женщина его посадила удобнее или поправила, но сделала это как то резко, мне показалось, что с агрессией. Потом женщина выпрямилась, подошла к коляске с кудрявой девочкой, которая находилась впереди, и продолжила разговор с рядом стоящей бабушкой с чемоданами, покачивая коляску. За спиной женщины осталась стоять одинокая коляска, в которой продолжает неестественно вскидываться детская рука. Мама красивая, эффектная блондинка с накаченным, загоревшим телом, топик, шорты, прическа "высокий хвост" и макияж, который вижу даже я.

Я стала наблюдать. Со стороны так и казалось - мама с коляской пришла провожать бабушку на станцию. Если бы не резкие жесты, я бы вообще не обратила внимание на них. Но у женщины две коляски. Я вижу, что один ребёнок обычный - кудрявая девочка, а второй мальчик, я понимаю, что с особенностями развития. И у меня за эти короткие секунды сложилось впечатление, что не относится она к нему, как к ребенку: посадила-швырнула-отвернулась-встала спиной-игнорирует-продолжает разговор покачивая другую коляску. Бабушка стоит поодаль и вполне естественно ведёт разговор не замечая вторую коляску.

Ну может быть мне показалось, но ощущения странности происходящего остались. Приходит моя электричка, почти пустая, сажусь в неё возле окна. Напротив мама и ребёнок, по росту лет, наверное, пяти. Ребёнок суетно себя ведёт, мама тихо и вкрадчиво с ним разговаривает. Думаю: "наверное синдром двигательной активности", ну ничего страшного - бывает. Ребёнок жуёт хлебцы и вдруг начинает издавать резкий звук-вопль, то ли увидел что-то впереди, то ли просто вырвалось. "Задержка развития?", думаю я, так как в этом возрасте он уже щебетать должен без умолку. Мальчишка хлебцы дожевал, сел удобнее на сидении и начал болтать ногами. А я смотрела в окно и думала о своих планах на день, и вдруг прилетает мне удар ногой по коленке. Я быстро в ответной реакции начинаю строжиться (ая-яй!): "Ты меня по коленке ударил!" и смотрю ему прямо в глаза. Вижу, мой возглас отскочил от него, как горох от стены. Он не среагировал никак. Даже контакта глаз не было. И тут я начинаю понимать, что с ребёнком гораздо всё серьёзнее. Судя по силе удара его ногой о мою коленку: там даже мига не было торможения перед препятствием. Ребёнок плотно жил в своём мире.

Картинка из личного архива. Декор веранды в детском центре
Картинка из личного архива. Декор веранды в детском центре

Но в этой ситуации меня больше всего удивила его мама. Обычно быстрая естественная реакция у родителя сказать: "Ой, извините!" Тут - нет. Мама не произнесла мне ни слова. Она лишь сказала ребёнку "не надо", руками стала придерживать ноги, а потом и вовсе преградила его ножку своей ногой. Да, в таком состоянии ребёнок ориентируется только на телесные контакты родителя.

И я смотрела на маму. Красивая молодая девушка в каком-то джинсовом балахоне с рюкзачком, грустные глаза, и как будто такое же отсутствие контакта с окружающим миром. Но я вижу, что она взрослая, адекватная, здоровая женщина, но как будто слившаяся с состоянием ребёнка, как будто есть только он, его состояние, его проблемы. Мне захотелось как-то встряхнуть эту девочку, приодеть её в красивое платье, заплести косу, вернуть блеск и радость в глаза, чтобы она дарила миру хорошее настроение, захотелось вернуть ей силы, чтобы имела она возможность рожать как минимум ещё троих обычных детей, если, конечно, сама этого захочет. А я вижу какую-то обречённость и зацикленность на ситуации, и всё вокруг для неё и я в том числе - пустое место.

Я молча пересела на соседнее сиденье и стала думать о сегодняшнем моём пути. Какие две ситуации одновременно и какие они разные! Ситуации, я бы сказала, из крайности в крайность. В одном случае - тотальный игнор, в другом - тотальное слияние. И я понимаю насколько это опасно и неправильно с точки зрения государства оставлять матерей один на один с особенными детьми. Где подобного рода центры в нашем небольшом городке? Где медицинское, педагогическое, нейропсихологическое, "соцзащитное" сопровождение в одном здании? Где регулярные упражнения-развивашки, диагностические тестирования изучающие динамику? Где обучающие лекции, практика для студентов соответствующих вузов, работа волонтёрских организаций в этом центре? Я бы сама принимала участие, оказывала посильную помощь, если б знала о таком центре в нашем городе. Только не о коммерческом центре "какой-нибудь Лучик депутата Петрова", а о полноценном комплексном государственном городском мульти-центре.

Я применила эту ситуацию к себе. И поняла, что единственным выходом для меня бы в такой ситуации был бы отказ от своих родительских прав на ребёнка в пользу государства. Я бы не смогла организовать полноценную безопасную жизнь особенному ребёнку в том месте, где я живу сейчас: в полуразрушенном доме, заваленном вещами без центрального водоснабжения и канализации со старым газовым оборудованием и с не совсем адекватной маменькой, которая на детский крик способна реагировать не менее громким криком и в запале применять рукоприкладство.

Хотелось бы, чтобы государство официально занялось данной проблемой всерьёз до качественного результата.