Красноярский краевой краеведческий музей расположен в красивом и не совсем обычном для сибирской архитектуры здании, выполненном в стиле модерн в виде древнеегипетского храма. Здание строили долго - 16 лет. Фундамент заложили ещё в 1913 году. Но довести строительство до конца помешала Первая мировая война, а потом и гражданская. Закончилась стройка только в 1929 году.
Вообще же музей работает с 1889 года. Я заметил, что большинство крупных сибирских и дальневосточных краеведческих музеев появились примерно в одно и тоже время - на рубеже XIX и XX столетий - в эпоху наивысшего расцвета Российской Империи. Например, Хабаровский основан в 1894 году, Амурский в Благовещенске - в 1891.
Мы уже имели честь посетить и Хабаровский и Благовещенский музеи. Настало время пройтись по прохладным и величественным залам Красноярского "храма истории". Главное условие - вести себя культурно, не шуметь, громко не разговаривать, не кушать во время экскурсии мороженое и не пить шипучие напитки. А вот восхищаться, удивляться можно. И даже нужно. Ну вот, мы с вами настроились на торжественный лад, пора начинать экскурсию.
Сначала познакомимся с этнической коллекцией музея. Перед нами карта расселения коренных народов приенисейского края. Для меня лично эти народности не являются экзотикой.
Я несколько лет прожил в Красноярском крае - сначала в Дудинке на Таймыре, потом в Курагинском районе на юге края. Был в Шушенском и Минусинске. Учился в университете в Хакасии в г. Абакане. А в последствии переселился в краевой центр.
Во времена моей учёбы в Дудинке в ПТУ № 104 моими друзьями были долганы, с которыми я жил в одном общежитии в одной комнате. За год учёбы я почти полностью выучил долганский разговорный язык, благо что он не такой сложный. Язык этот я помню до сих пор, хотя уже 20 лет мне не с кем на нём говорить. Долганская народность появилась совсем недавно - в результате смешения эвенков, якутов и русских в конце XIX начале XX веков, поэтому и культура и язык смешанный. У долган русские имена и фамилии. Много русских привычек. Например, долгане, в отличие от других народностей Таймыра, не жили и сейчас не живут в юртах. Жилищем им служат передвижные дома на полозьях, именуемые балкАми.
Были у нас в общежитии эвенки, ненцы и нганасане. Не знаю, как сейчас, но тогда из всех народностей, нганасане были самыми немногочисленными на Таймыре. И самыми недружелюбными. Их недолюбливали и мои друзья долганы. И пренебрежительно называли нганасан самоедами. Мне друзья тогда говорили, что это потому что нганасане "сами себя едят". Но, на самом деле, как я узнал много позже, нганасан называют в научном и ненаучном мире самоедами потому, что они говорят на языках уральской языковой семьи, основанной на языках финно-угорской и самодийской (самоедской) группы. В то время как долганы разговаривают на языке, относящемся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Поэтому северяне, живущие в разных этнических посёлках по соседству, не только расходятся в культуре, но и в языке. Не могут понять друг друга, поэтому считают чужаками, отсюда и настороженность, и недоверие. А вот хакасов долганы понимают. Хотя хакасы живут на самом юге Красноярского края, за тысячи километров от Таймыра. Потому что хакасы тоже тюркоязычные. Среди хакасов у меня за время учёбы в университете тоже было много друзей.
Но есть и такие народности, с которыми я никогда не пересекался. Например никогда у меня не было знакомых и друзей среди селькупов, кетов и энцев. Поэтому в своём обзоре я больше внимания уделил им. Меня больше интересует неведомое.
Фото, сделанные в отделах этнографии - чёрно-белые. Залы там тёмные, полумрачные. В живую смотрится красиво, но фотографировать не удобно, к тому же все экспонаты за стеклом, отсюда блики, искажения, отражения... Цвет на фотографиях получился неприятным и картинка тоже. Поэтому я решил так - нет хорошего цвета и такого не надо. Взял и сделал все снимки монохромными. Мне кажется так они выглядят лучше.
Экскурсия по залам, не относящимся к этнографии, будет с цветными фотками.
Начну я со своих любимых экспонатов, которые являются хранителями этого канала - канала Сергея Шаманова. Итак, сибирские шаманы, зал с восковыми фигурами, выполненными в полный рост.
Кроме ростовых фигур много реальных фотографий живших, или ныне живущих шаманов:
А вот фотографии уже крупнее, я их увеличил и обработал в фоторедакторе, в центре шаманские подвески на одежду:
Карта расселения эвенков, орудия рыбного лова и приспособления для выделки шкур и меха:
Витрина с экспонатами, касающимися жизни и быта нганасан:
Ещё немного быта нганасан:
А это уже селькупы:
Селькупы жили вдоль больших рек, поэтому были искусными рыболовами.
Национальный костюм кетов прост и аскетичен:
Кеты в прошлом - непревзойдённые мастера в изготовлении лёгких долблёных лодок. Из-за того что постоянно кочевали по рекам, лодки им приходилось делать часто. Эта лёгкая лодка с тонкими изящными формами, выдолблена из цельного бревна:
Ну и последняя чёрно-белая фотка в нашей экскурсии - арктическая диорама с чучелом белого медведя, тюленя и чайки. Цвет у фотографии был ядовито-зелёным, не свойственным Арктике, поэтому тоже убрал цвет совсем:
Диорамы в красноярском музее выглядят строго и лаконично. И все экспонаты под стеклом. Невольно сравниваю с хабаровскими, которые более рельефны и креативны. И в большинстве своём без стекла, поэтому фотографировать в хабаровском музее удобнее.
Ещё одна витрина с диорамами:
Тетерев с тетеркой:
А вот уже доисторические животные, в центре скелет мамонта. Такие скелеты по Сибири разбросаны тысячами, только спрятаны хорошо под слоем вечной мерзлоты:
В музее очень интересная коллекция камней. У этих экспонатов я задержался надолго:
Вот так непрезентабельно выглядит в природе золотосодержащая руда:
А это асбест. Мне стыдно признаться, но до посещения красноярского музея я думал, что асбест - это синтетический материал, изобретённый учёными-химиками. Но, оказывается, многое я ещё не знаю в этой жизни. Асбест природный и натуральный материал и выглядит он так:
Не перестаю любоваться и восхищаться интерьерами XIX века. Никаких плит ДСП и ДВП, только натуральное дерево, сейчас уже такую мебель не делают. Всегда хотел дома иметь такую красоту. Классицизм позапрошлого века мне более близок, чем современные хай-тек и техно с их бездушными металлом и стеклом.
Следующая винтажная коллекция называется "Красота скрытого". Нам предоставляется возможность полюбоваться на (не побоюсь этого слова!) нижнее бельё красавиц позапрошлого века. Здесь и кружевная нижняя юбка, и панталоны, и корсеты, и чулки. И много других женских "штучек". Конечно, они уже никогда не составят конкуренцию современным брендам вроде Milavitsa, Omsa или Golden Lady, но нам же с вами любопытно знать какой же была сто лет назад "красота скрытого". Надо сказать, что фото с витринами у меня получились не очень красивыми, поэтому я просто сделал из отснятого материала вот такую милую открытку:
А вот ещё очень интересные экспонаты. Фантики от конфет. Да-да, обычные конфетные обёртки. Многие проходят мимо, а я задержался. Во-первых, я большой любитель сладкого, во-вторых, мне интересны любые мелочи. Я задумался, а какими эти конфеты были на вкус, без искусственных добавок: без красителей, подсластителей и консервантов?
Конфета "Киска". Невзрачная обёртка, но зато какое милое название:
Не менее интересными, на мой взгляд, являются транспортные номерные знаки начала прошлого века. Я с удивлением узнал, что номера были не только у извозчичьих экипажей (представьте - у пролёток и карет тоже были знаки, как и у современных машин), но и у велосипедов. Номерные знаки, а точнее транспортное средство с этими знаками, облагались налогом в пользу города. Да-да, и велосипедисты платили налог! Слева номера, которые имелись у конных "таксистов", справа - велосипедные:
Крестьянская изба. Ну что тут сказать? Интерьер крестьянских изб не меняется столетиями. Так изба выглядела и двести, и сто лет назад. Так она выглядит и сейчас. С той разницей, что в обстановку современной избы добавился бы, пожалуй, телевизор, стоящий в центре комнаты на комоде:
Бомжеватый дядька на следующем фото, не бродяга и не гопник. Это охотник Канского округа. Мой товарищ по увлечению. Поэтому прошу не обижать! Именно так я выглядел бы, если бы жил в конце позапрошлого века:
Всегда было интересно посмотреть на знаменитый прибор астролябию, о котором много читал в приключенческих книгах о путешественниках и первооткрывателях. Астролябия - это прабабушка современных JPRS-навигаторов. С помощью неё, как и с помощью навигатора, можно определить своё местоположение на карте:
Промысловое свидетельство на право добычи золота и платины. Благодаря золотопромышленникам и начала развиваться в середине XIX века Сибирь, а за ней Дальний Восток и Крайний Север:
Экспонаты советской эпохи. Членский билет друга общества "Долой неграмотность". Сейчас таких обществ в России нет. И не потому что неграмотность победили, а потому что иметь образованное общество при капиталистическом строе не выгодно:
Были времена, когда водку пытались заменить книгой. А сейчас чем? Телевизором с сериалами? А где тогда облигации на современный лад с лозунгом "Телек вместо водки"?
Навсегда ушедшая эпоха - великая и трагическая одновременно:
Россия страна крайностей, с тем же фанатизмом, с каким советская власть боролась с религиозным мракобесием, нынешняя российская власть насаждает любовь к богу и церкви, насаждает силой убеждения и пропаганды:
А вот, пожалуй самая добрая, светлая и романтичная часть советской эпохи, которую безумно люблю. Здесь всё, что связанно с геологами, первопроходцами и участниками великих комсомольских строек Сибири:
Закат советской империи - печально известные ваучеры и билеты МММ - денежные суррогаты крупнейшей российской финансовой пирамиды со скромными портретами Сергея Мавроди; один билет составлял 1/100 часть акции МММ:
И напоследок ещё немного о хорошем и светлом - о детстве. В музее я встретил несколько экспонатов, которые люблю и хорошо помню. Вот точно такого же Карлсона мать купила мне в Москве в 1985 году. Карлсон пережил моё детство, но не выдержал натиска моих детей, которые благополучно истрепали и замучили игрушку:
Но больше всего в детстве я любил солдатиков. У меня их было много. И они так же, как Карлсон, без существенных потерь пережили моё детство, но вот игровой натиск моих детей не выдержали.
Приятно было увидеть в музее то, что тебе дорого и мило с детства. В который раз понимаю, что я и моё поколение - тоже часть истории, достаточно далёкой истории, которая с каждым годом всё глубже и глубже уходит в прошлое...
Наша экскурсия подошла к концу. В очередной раз мы с вами прикоснулись к великому миру истории и культуры нашей страны. Надеюсь во время экскурсии не было скучно. А если и было, то не очень сильно. !улыбка!
По сложившейся уже традиции - сканкопия входного билета: