Найти в Дзене
Географ и глобус

Неизвестная Балтика. Внешние острова Финского залива

Оглавление

В эпоху безграничных информационных возможностей и технологий, в век спутниковых навигаторов и цифровых карт эту небольшую территорию в акватории Балтики впору назвать "белым пятном" России. Правда речь идет не о белом пятне на карте, а о пробеле в образовании, в знании нашей страны.

Их всего 14. Большие и малые, пологие и крутые, с вековыми соснами и голыми гранитными скалами, они очень разные и даже не верится, что природа создала их всех в одном месте. Имя им – внешние острова Финского залива.

Закат на острове Гогланд/ © А. Стрельников, РИА Новости
Закат на острове Гогланд/ © А. Стрельников, РИА Новости

Из рук в руки

Уникальными эти острова делает не только их расположение, но и история – насыщенная, интересная и мало кому известная. Именно они и есть то самое "окно в Европу", прорубленное Петром I. Ведь посмотрите на карту Финского залива – прекрасно видно узкое бутылочное горлышко, которое отделяет его от акватории Балтийского моря. Группа небольших островов буквально перегораживает этот перешеек, становясь надежным форпостом на пути к городу. Не будь их, и эффект от создания Санкт-Петербурга как крупного торгового порта и военно-морской базы был бы очень сомнительным.

Расположение четырех внешних островов/ © postcoronavirus.ru
Расположение четырех внешних островов/ © postcoronavirus.ru

Рассуждения о принадлежности островов не прекращаются до сих пор. Шведы утверждают, что они всегда были шведскими, финны – что финскими, а в таллинских старых летописях сохранились сведения о живущих там славянах.

Но по большему счету до XIV века острова были никому не нужны. Что там делать? Земледелием не займешься, вместо пашни сплошные камни, густой лес и болота. Пресная вода не везде, да и климат Балтики не располагает к комфортной жизни. Вот и стояли кусочки суши практически необитаемыми. Первое документальное упоминание об островах датируется 1323 годом, когда был заключен "вечный мир" между Швецией и Новгородской республикой. Там они заявлялись как шведские и получили свои названия – Гогланд, Соммерс, Тютерс, Сескар и Родшер.

С тех пор на островах жили финны (Финляндия долгое время входила в состав Швеции), лифляндцы (современные эстонцы и литовцы) и русские. Нет, острова не были прямо массово заселены, просто на некоторых из них существовали небольшие рыбацкие деревушки и только. Ведь заниматься на островах можно было только рыболовством и больше ничем.

Шведскими эти территории оставались вплоть до Северной войны, а после разгрома оной острова вошли в состав России и продолжали ими быть вплоть до революции 1917 года. Великое княжество Финляндское (к нему территориально "приписывались" острова) стало независимой Финляндией, а в 1920 году большевики со спокойной душой отдали финнам морские территории. Когда спохватились, было уже поздно. Ни уговорами, ни деньгами вернуть острова в родное лоно не получалось.

Началась и закончилась советско-финская война 1940 года и острова условно вернулись в состав СССР. Почему условно? Юридически они оставались финскими, но Советский Союз получил право аренды на них с возможностью строить там военно-морские базы. Чем он и занимался до лета 1941 года когда на нашу землю пришла война.

Орудие, более 70 лет простоявшее на острове Большой Тютерс/ © А. Стрельников, РИА Новости
Орудие, более 70 лет простоявшее на острове Большой Тютерс/ © А. Стрельников, РИА Новости

С ее началом стратегическое положение внешних островов раскрылось в полную силу – они стали крайне важны для всех воюющих сторон. Лишь историки могут рассказать о невероятном мужестве наших подводников, которые прорывались через минные заграждения немцев, устроенных в фарватере между островами. О сложных и драматичных воздушных боях. О десантных операциях в этих районах. Об острове Мощном, который целых три года был самой западной точкой передовой линии фронта. Об острове Гогланд, ставшим ареной кровопролитных боев. Об острове Большой Тютерс, чьи каменистые берега стали свидетелями трагических десантных операций Красной Армии.

История внешних островов хранит в себе много тайн и много драматических страниц нашей военной истории, которая закончилась для них в 1947 году. Тогда все 14 островов окончательно вошли в состав нашей страны и в этом положении остаются до сих пор.

Такие разные

У каждого из них свой характер, свое лицо, своя история. Вот самый большой остров – дремучий исполин Гогланд. Словно хозяин Балтики, он возвышается над серо-стальными волнами Финского залива, покоряя путешественников своей первозданной мощью. Его каменистые берега видели и мирных финских рыбаков, и пиратов. Здесь проходило Гогландское сражение Петра Великого. У его берегов затонул линкор "Лефорт" и эта катастрофа стала крупнейшей в военной истории послепетровской эпохи. Сражения Великой Отечественной навсегда оставили глубокие шрамы на теле острова. И даже вековые сосновые дремучие леса не смогли излечить эти раны.

Лестница, ведущая к маяку Верхний Гогландский/ © Андрей Стрельников
Лестница, ведущая к маяку Верхний Гогландский/ © Андрей Стрельников

В хорошую погоду с берега Гогланда виден Родшер – самый западный остров России. Его крохотные кирпичные домики и автоматический маяк похожи на сказочную декорацию. Родшер – это музей под открытым небом, вот только хозяев у этого музея нет. Тут и постройки из тесаного гранита и старинные механизмы и корабль, который во время непогоды потерял ориентиры и навсегда стал гостем неприветливой суши.

Левее – родные братья Южный и Северный Виргины. На них никогда не жили люди, здесь не было капитальных строений, дорог и стальных башен обязательных маяков. Но человек посещал эти островки, сложенные из круглых гладких камней. Иногда по рыбацкой надобности, иногда по военной – даже на этой каменистой неприветливой земле сохранились остатки укрепленных ДЗОТов времен Великой Отечественной. А сейчас Виргины, как и их сосед, остров Кокор, стали родильным домом для перелетных птиц. По весне тысячи чаек и бакланов пользуясь необитаемостью этих мест, создают тут множество гнезд.

На Виргинах много птичьих гнезд/ © Андрей Стрельников
На Виргинах много птичьих гнезд/ © Андрей Стрельников

Эхо войны до сих пор слышно на острове Мощный. Глядя на огромный, полный приглушенных зеленых красок дремучий лес, сложно представить, что целых три года тут проходила линия фронта и велись кровопролитные бои. Именно отсюда уходили в бессмертие наши десанты, чью историю еще предстоит описать. Следы войны на берегах гордого и неприступного острова до сих пор исследуют поисковые экспедиции. Мощный не стремится к необитаемости и тихой жизни – тут служат наши моряки и пограничники и расположено несколько научных баз.

Остров Мощный/ © club.silver-ring.ru
Остров Мощный/ © club.silver-ring.ru

Еще громче последствия войны заявляют о себе на Большом Тютерсе. Причем, заявляют буквально – вплоть до 2015 года он оставался самым заминированным островом Балтики. После войны было несколько экспедиций с целью очистки острова от следов войны, но каждый раз это приводило к гибели кого-то из участников на минах. Немцы, отступая с Большого Тютерса, буквально нашпиговали его минами и взорвали все свои укрепления. Здесь до сих пор работают члены экспедиции "Гогланд", организованной Русским географическим обществом совместно с Министерством обороны. Постоянные жители на острове тоже имеются: мужчина – 1 человек, женщина – 1 человек, кот – 1 единица. Вот и вся перепись население, которое представляет собой смотрителя маяка и его жену.

Остатки войны на Большом Тютерсе/ © iz.ru
Остатки войны на Большом Тютерсе/ © iz.ru

Длинна – меньше километра. Ширина – 450 метров. Крошечная необитаемая клякса – вот что такое остров Соммерс. Даже трудно себе представить, что этот гранитный безжизненный кусочек суши в 1942-м стал кровавым кошмаром для русских десантников, которые так и не смогли отнять эти гранитные скалы у финских солдат.

Иная атмосфера у "младших братьев" Тютерса и Соммерса – островов Малый Тютерс с его девственной природой и Малый Соммерс – гранитной крохи площадью всего сотню квадратных метров. И если второй еле-еле выступает над водой, то первый может похвастаться гнездовыми колониями гусей, казарок и лебедя-шипуна. Его берега даже облюбовала кольчатая нерпа. А покой птиц и животных охраняют на Малом Тютерсе два корпуса корабля, невесть каким образом навеки застрявшие в его песках.

А вот остров Малый, чьи берега обманули не одно судно, налетевшее на его песчаные мели. И даже маяк высотой 27 метров не помог избежать трагедии – ржавые остовы кораблей так и лежат на боку, служа домом для бакланов и чаек.

Отмели острова Малый/ © Андрей Стрельников
Отмели острова Малый/ © Андрей Стрельников

Песками может похвастаться и остров Сескар. Но главная его достопримечательность – это первый в России цельнометаллический маяк, изготовленный в 1858 году. Функционирует он до сих пор, и за его работой следит смотритель, который живет на острове постоянно.

Один из самых маленьких островов – Нерва, несмотря на размеры, обладает богатой историей. Когда-то здесь тоже стоял маяк и кипела жизнь, но Вторая мировая навсегда изменила его облик. Казавшись нерушимой, башня была взорвана, жилища хранителей разрушены. И сейчас постоянные обитатели Нервы – это чайки, которые считают покинутый людьми остров своим домом.

Остров Нерва/ © /urc-rgs.ru
Остров Нерва/ © /urc-rgs.ru

И, наконец, Вигрунд – самый южный, самый скромный по размерам и бесконечный предмет спора географов: что он есть на самом деле – остров, скала или просто банка?

Вот такие они – 14 внешних островов Финского залива, непохожие друг на друга, со своей природой и со своей историей, которая подбрасывает исследователям все новые и новые открытия и загадки.

Внешние острова находятся на самом западе нашей страны. А на противоположном ее конце скромно спрятались в океане Командорские острова – восточный форпост нашей родины 👇:

(В написании статьи использовались материалы с сайтов: vokrugsveta.ru; iz.ru; ru.wikipedia.org; rgo.ru; fsk-ees.ru)

P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.