Расправлены вымпелы гордо,
не жди меня скоро, жена.
Опять закипает у борта
крутого посола волна.
Под северным ветром неверным,
под южных небес синевой
Опять паруса "Крузенштерна"
шумят над моей головой...
В этой песне Александра Городницкого упомянут стометровый барк "Крузенштерн", четыре мачты которого возносятся над водой на высоту 20-этажного дома. Парусный красавец — исследовательский и учебный корабль — участвовал во многих международных регатах, по сию пору регулярно пересекает Атлантику и ходит кругом света. Немудрено, ведь судно в 1946 году переименовали в честь Адама Йохана фон Крузенштерна, который на русский лад прозывался Иваном Фёдоровичем.
В последние годы советской власти шикарный барк имел портом приписки Таллин. Круг истории замкнулся: Крузенштерн происходил из остзейских дворян и в нынешнем понимании был эстонцем по паспорту 🙂 Перед тем, как уехать в Петербург и стать гардемарином, он три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле — тогдашнем Таллине.
Российский капитан-лейтенант Крузенштерн много лет служил на кораблях Великобритании и США, ходил под разыми флагами в Европе, Америке, Африке и Азии от Индии до Китая...
...а для России он исполнил мечту долгой вереницы своих предшественников и учителей. Опытный моряк использовал интерес молодого императора Александра Первого к Японии, потрафил желанию развивать Русскую Америку и на этой волне смог убедить государя в необходимости кругосветного плавания.
Первый такой поход кораблей под российским военно-морским Андреевским флагом состоялся в 1803-1806 годах. Во многих странах Европы, в Северной Африке, Южной и Северной Америке, Полинезии, на юге Китая и в Японии тогда впервые увидели русских.
Особую пикантность легендарному путешествию придавал знаменитый петербургский авантюрист граф Фёдор Иванович Толстой, который обманом проник на борт. "В Аляску сослан был, вернулся алеутом", — писал Грибоедов про его участие в экспедиции, а я сочинил целый приключенческий роман "AMERICAN'ец", бестселлер 2019 года, о похождениях Толстого с командой Крузенштерна.
Зная о моём особенном отношении к Эстонии, Таллину и Крузенштерну, из эстонской столицы прислали сообщение об увековечении памяти выдающегося земляка.
Это радует, особенно на фоне событий последнего времени. Зачем спорить, как правильно — Адам Йохан или Иван Фёдорович? Зачем спорить, немец он, эстонец или русский? Зачем делить его и его славу, когда всем с лихвой хватит?
Великий был человек, и очень многое сделал для сближения людей и народов. Побольше бы таких в наши дни...
(А в кадре на фоне барка "Крузенштерн" в Санкт-Петербурге — знаменитый памятник Ивану Крузенштерну, который заслуживает отдельной публикации.)