«Когда концерты Чайковского в мире отменяются, наша любовь к Шопену продолжается. Культуру не отменить».
Такие билборды появились недавно в некоторых российских городах. Хотя было бы преувеличением сказать, что на Западе отказываются от русских писателей и музыкантов, оказалось, что культура – это уже не пространство, где исчезают барьеры, сооружаемые политиками. Наряду с политическими и экономическими санкциями появляются многочисленные запреты, давшие повод говорить об отмене русской культуры.
Мнения разделились. Так, госминистр по делам культуры ФРГ Клаудия Рот выступила с критикой так называемой отмены российской культуры в Германии: «Я считаю совершенно неправильным бойкот всего, что составляет русскую культуру». Она напомнила, в частности, что недавно в земле Северный Рейн-Вестфалия местные власти отказали в выступлении молодежному оркестру, игравшему музыку Петра Чайковского. В этих условиях культурной дипломатии отводится новая роль.
Что такое культурная дипломатия России?
Культурная дипломатия – межгосударственное сотрудничество в области культуры. Четких границ и определений этого понятия нет, но несомненно одно – это важная часть публичной дипломатии. Причем культурная дипломатия включает в себя как элитарную, так и массовую культуру. Ее составной частью является образование и культурный обмен.
Искусство
Современное искусство и культура – от граффити и рэпа до компьютерных игр – носят еще и массовый характер. Появление новых видов и направлений в современном искусстве (здесь и технический и промышленный дизайн, и различные течения в кино, виды анимации, компьютерных игр, ЗD-графики) – это и есть те самые микрореволюции. Многие страны уже успели встроиться в этот процесс и пропагандируют свои ценности через мейнстрим в искусстве. Только здесь есть одно отличие: на культурном поле всегда есть место диалогу.
Искусство универсально: оно обращается к чувствам людей, их внутреннему миру, так что это не какая-то закрытая область. Является ли современное искусство отражением общества? Да, но есть группы художников, творчество которых нельзя назвать отражением мыслей и чувств всех людей и общества в целом.
Все это необходимо для укрепления взаимопонимания и доверия между народами, людьми и элитами. Этому способствуют различные выставки, программы в области культурного обмена, образования и пр., пусть это и долгий путь.
Диалог культур: о чем же говорят?
Диалог культур имеет давнюю историю. Так, важным этапом развития Советского Союза стали 1930-е годы. В этот период в стране происходит культурная революция. Советская культура 1930-х, несмотря на тоталитарный контроль со стороны государства, не отставала от мировых тенденций того времени.
Кстати, превращать деятелей науки и искусства в бренд начали еще в СССР: его руководство активно развивало культурный обмен. Например, советские артисты (пусть выборочно) гастролировали за рубежом и открывали страну для иностранного обывателя, а в Советский Союз приглашали известных западных философов, писателей, фотографов. Покорила ли советская русская культура мир? Да. Получилось ли показать нашу страну в позитивном ключе, рассказать об идеалах советского человека? Безусловно. Мы стали ближе и понятнее благодаря искусству.
Старались и наши партнеры по ту сторону океана: в эпоху холодной войны американская культурная дипломатия охватывала спонсируемые Госдепартаментом и ЦРУ художественные и образовательные программы. С их помощью распространялся образ мышления, который бросал вызов коммунистической идеологии. Не секрет, что и сегодня это один из инструментов внешней политики.
Культура плюс технологии
Информационно-коммуникационные технологии рождают новые направления дипломатической практики. Цифровая дипломатия предполагает использование социальных сетей. Она способствует укреплению связей на уровне гражданских обществ разных стран и, таким образом, снижает международную конфликтность.
Сегодня практически все государства мира вовлечены в цифровую дипломатию. Россия – не исключение. И хотя это всего лишь инструмент, пусть и предоставляющий доступ к огромной аудитории, крайне важен и нужен соответствующий контент!
С появлением и развитием технологий для общения произошла новая революция в культурной дипломатии. Для того чтобы познать культуру, какой-либо страны, совершенно все равно, на каком ты языке говоришь, какой религии придерживаешься, как далеко находишься. Экспортные культурные образы ты можешь получать со скоростью всплывающей рекламы в браузере. И это несомненный плюс: в период, когда посетить Россию иностранцу становится все сложнее, возможности дистанционных форматов культурного взаимодействия трудно переоценить.
В частности, Россотрудничество и его представительства регулярно собирают онлайн множество людей из разных стран. Это площадки для неравнодушных иностранцев, где можно поприветствовать и поддержать русскую культуру, а через нее — и всю нашу страну. В противовес политике отмены русской культуры многочисленные онлайн-платформы способствуют распространению российского актуального искусства. Отличный пример — парижская онлайн-галерея Tonka, в которой представлены молодые российские художники: Миша Никатин, Александра Пастернак, Антон Тотибадзе, Маша Янковская, Ксения Обуховская, Елена Фукс (Lentov), Мария Егорова. В настоящее время государственные программы в сфере культуры отнюдь не играют второстепенную роль. Это важная составляющая российской политики как внутренней, так и внешней. Если рассматривать внешнюю политику, то культурная дипломатия России нацелена на продвижение за рубежом ее национальных ценностей и интересов.
В то же время очевидно, что негативные тенденции, связанные с демонизацией образа России в глобальной информационной среде, будут усиливаться. Этому можно противодействовать не только с помощью внешней информационной политики, но и культурной дипломатии.
Культурная дипломатия без штампов
Используются ли ресурсы культурной дипломатии на 100%? Едва ли. Часто в попытках предложить иностранной аудитории артефакты русской культуры, мы преподносим их как сувениры, поделки, «кокошники и балалайки» вместе с портретами Пушкина и Достоевского. Мы словно каждый раз пытаемся заново знакомить аудиторию с русской культурой, транслируя довольно архетипичные образы.
Задача культурной дипломатии России — раскрыть богатство и глубину нашей культуры. Показать, что без России невозможно представить цельно мировую культуру. Культурный обмен для Россотрудничества наполнен антипотребительским, гуманистическим смыслом. Мы должны поддерживать межнациональный диалог, выстраивать культурные мосты в качестве гуманитарной поддержки и соотечественников, и иностранцев.
Не только ликбез о классиках литературы или авангарде начала ХХ века достоин внимания. Современность России так же многогранна, как и ее история, и это важно демонстрировать миру. Современное арт-движение в России богато на события, литература пополняется все новыми авторами. Это важный контент для молодежи сегодня. Хороший пример — известный российский писатель-фантаст, член Общественного совета при Россотрудничестве Сергей Лукьяненко. Его книги переведены более чем на 30 языков и изданы в 25 странах. Не менее популярны в России и за рубежом произведения Захара Прилепина, Михаила Елизарова, Владимира Шарова, Марии Галиной, Дмитрия Данилова, Оксаны Васякиной, Евгения Водолазкина, Леонида Юзефовича и многих других авторов.
Что отражает культура
Происходящие сегодня события становятся грустными сюжетами в искусстве. Например, в Самарской области вместе с другими вынужденными переселенцами — беженцами из ДНР и ЛНР — живет молодая художница. Ее портретами долгое время были печальные лица. Наконец, у нее получилось изобразить улыбающуюся девушку. А значит, тревога покидает людей в России, к ним приходит спокойствие.
Другая художница из Луганской Народной Республики Наталья Домская предпочитает создавать свой сказочный мир. «Многие художники рисуют тяжелое военное время. Бесспорно, мы должны помнить своих героев и то, что происходило тогда и сейчас, это история, которая будет с нами всегда. Но я остаюсь неизменна своему сказочному миру и его героям», — говорит она.
«Все темы исчерпаны, и ты говоришь о себе, говоришь языком своего поколения, прямо из души, — рассказывает поэтесса из Екатеринбурга. — Поэзия нашего времени — это про то, что очень сложно сказать что-то новое, особенно когда за тобой стоят Золотой и Серебряный века. Можно говорить о себе с проникновенной откровенностью. Для этого нужна сумасшедшая смелость».
Отменить нельзя любить
А что за рубежом? Там стройно звучат призывы отменить русскую культуру: сносить скульптуры российских мастеров, запретить отправки экспонатов, закрыть экспозиции русского искусства. Национальная опера Варшавы отменила премьеру оперы Мусоргского «Борис Годунов», а польская радиостанция сообщила, что в местных филармониях больше не будет звучать музыка Чайковского и Шостаковича.
Что бы вы сказали вчера, если бы узнали о переименовании картины по инициативе музея? Наверняка, посчитали бы глупой шуткой. Как бы назвали увольнение дирижеров и певцов из-за их национальности и гражданства? Фашизмом. А сегодня это наша реальность.
Отменить культуру невозможно. Это явление временное, и свойственно оно далеко не всем странам, сейчас лучше всего слышно именно тех, кто пытается отменять культуру. Время внесет свои коррективы и расставит все по своим местам. Уже сейчас надо искать тех, кто готов идти на сотрудничество, давать им возможность проявить себя.
Причин отменять русскую культуру много, они очевидны. Но одна из них в том, что искусство, несмотря на всю субъективность художественного восприятия, — это объективный источник правды, способ ее засвидетельствовать.
Культура неожиданно оказалась не «вне политики», не активным ее актором, а ее бесправным объектом для атаки. Но надо сохранять здравый смысл и защищать культуру. Именно она способна остановить катастрофу.
Поэтому и задачи культурной дипломатии России сегодня меняются. Россия долгое время активно «экспортировала» классическую литературу, оперу и балет. Теперь нужны новые бренды для создания достойного образа страны и привлечения зарубежной аудитории, в первую очередь — молодежной. Поиск коммуникационных форматов, понятных молодому поколению — это кропотливая работа, которая сформирует культурную повестку завтрашнего дня.
Если Достоевский и Толстой - бренд XIX века, квадрат Малевича - бренд XX века, то что есть бренд XXI века? Появились новые «бренды»: Евгений Замятин, Михаил Булгаков, Владимир Набоков, Александр Солженицын, Иосиф Бродский... Однако с момента зарождения цифрового века в конце 1990-х и начале 2000-х годов методы брендинга, маркетинга и рекламы во многом отличаются от тех, что сложились ранее. Определять будущее брендинга станут инновации и технологии. И в большей степени теперь это сфера бизнеса, а не искусства.
Но что же российское общество предлагает миру в культурном плане сегодня? Какие бренды сейчас есть у культуры России? В мировом контексте русские литераторы и музыканты переживают сложные времена. Тем не менее, и играют важную объединяющую роль. Многие достойно представляют страну, и не важно, где они проживают. Все они — часть нашей культуры. И мы готовы их интегрировать.
«Стать “новыми Вертинскими” у уехавших из страны музыкантов вряд ли получится, но дело не в их талантах, — считает главный редактор издательства Individuum и бывший главный редактор “Афиши“ Феликс Сандалов. — У русских музыкантов прибавилось проблем из-за того, какую страну они представляют. Нынешние события усиливают напряжение и способствуют подозрительности и атомизации».
Ясно одно: наша культура победит запреты. Более того, нынешний период может стать наиболее удачным временем для «возврата к себе» и развития.