По России статистических данных не привожу, потому что для ЕЭС БРЭЛЛ – это небольшой не особо важный кусочек. А если учесть, что выйти из него собирается только Прибалтика – то и вообще мизерный.
Тем не менее, развал БРЭЛЛ даже для ЕЭС одно время был серьёзной проблемой. Как уже говорилось, до поры до времени связь энергосистемы северо-запада России с основной частью ЕЭС на российской территории осуществлялась по одному транзиту 330 кВ «Новая – Бологое – Окуловская – Чудово» и ВЛ 750 кВ «Калининская АЭС – Ленинградская». Для красоты картины ВЛ 330 кВ «Окуловская – Чудово» и ВЛ 750 кВ ещё и пересекались между собой.
На это долго закрывали глаза, считалось, что БРЭЛЛ (особенно Белоруссия, обеспечивающая ещё один транзит 330 кВ «Талашкино (Смоленская область) – Витебск – Лукомльская ГРЭС – Полоцк – Новосокольники (Псковская область)») никуда не денутся, благо заграничным энергосистемам он важнее.
Однако в начале 2010-х годов стало ясно, что прибалты не шутят и скоро построят свои энергомосты в свободную евроэнергосистему. С учётом того, что Белоруссия в тот момент ещё двухсторонне ориентировалась, перспектива развала БРЭЛЛ и, соответственно, возможного отвала энергосистемы Северо-Запада предстала во всей своей красе. И понеслось…
Решение проблемы разделили на три основных части:
1) усиление связи «Северо-Запад – Центр» в лоб. Для этого лучше всего подходила ВЛ 750 кВ. Ввиду «огромного» количества ПС 750 кВ (их в районе предположительного строительства ровно три: Калининская АЭС и ПС «Белозёрская» (Центр), и ПС «Ленинградская» (Северо-Запад), а также учитывая наличие ВЛ 750 кВ «Калининская АЭС – Ленинградская» и «Калининская АЭС – Белозёрская», нетрудно принять очевидное решение. И по вологодско-ленинградским болотам пролегла ВЛ 750 кВ «Белозёрская – Ленинградская» (в проектировании которой принимал участие и ваш покорный слуга);
2) обустройство связи смоленской и псковской энергосистем. И опять очевидное решение – вместо длинного белорусского транзита построить свой, к тому же короткий. Сказано – сделано: принимайте ВЛ 330 кВ «Талашкино – Новосокольники»;
3) Ну и внутри самой энергосистемы Северо-Запада неплохо бы попрочнее прикрутить самую проблемную её часть – псковскую. Что и было сделано с помощью ВЛ 330 кВ «Псков – Лужская».
В общем, Северо-Запад достаточно оперативно и достаточно надёжно был прибит к ЕЭС. К тому же подоспела реконструкция ЛАЭС и усиление кольского транзита, который позволит увеличить выдачу мощности с Кольской АЭС.
Можно наванговать перевязку до кучи карельской и архангельской энергосистем, но больно уж там много комаров…
Выводы
1) БРЭЛЛ на данный момент по политическим причинам разделился на БР (Союзное государство, между прочим) и ЭЛЛ (прибалтийский филиал Евросоюза), поэтому разрыв БРЭЛЛ, скорей всего, произойдёт согласно этому делению;
2) К развалу БРЭЛЛ готовились обе стороны;
3) Союзное государство свои проблемы (энергонезависимость и связность Калининградской энергосистемы, дефицитность Белорусской энергосистемы, слабая связь ОЭС Северо-Запада и Центра ЕЭС России) в целом решило. Поэтому для него в текущий момент БРЭЛЛ - это резервирование Калининградской энергосистемы и возможность продажи электроэнергии за валюту;
4) Для Союзного государства разрыв БРЭЛЛ приводит к функционированию Калининградской энергосистемы в автономном режиме (подключение к континентальной системе UCTE технически возможно, но политически – абсолютно невозможно и бессмысленно) и возникновению переизбытка генерации в граничных с Прибалтикой регионах. Для Калининграда это обозначает вывод части генерации в резерв (что и предусматривалось), а генерация Белоруссии и Северо-Запада ЕЭС, скорей всего, переключится на передачу электроэнергии в Центр и Юг ЕЭС, где намечается подключение большого участка украинской энергосистемы, оставшейся без своей генерации;
5) Прибалтика (имеются в виду все три прибалтийских республики в сумме) в целом решила проблемы связности и структурного резервирования своей энергосистемы;
6) В то же время, несмотря на то, что основная проблема прибалтийской энергосистемы (недостаток устойчивой генерации после вывода из эксплуатации Игналинской АЭС) усиленно решалась – строительство энергомостов, модернизация существующих ТЭС и строительство ВИЭ – сказать, что она решена полностью не представляется возможным:
а. Энергомосты не обеспечивают компенсацию недостающей генерации в полном объёме, к тому же два из них (из Эстонии в Финляндию) более сориентированы на экспорт электроэнергии. Учитывая то, что Финляндия отказалась от импорта из России, проблемы дефицитности её энергосистемы обострились и обострятся ещё больше в случае, если российский СПГ из Высоцка будет направлен на нужды Калининграда (а такой вариант после разрыва БРЭЛЛ очень даже вероятен);
б. Латвийские и литовские ТЭС зависят от привозного топлива. А на российское топливо в ЕС, между прочим, введён запрет. То есть прибалтийские ТЭС в некоторый момент могут оказаться по тем или иным причинам без запаса топлива;
в. ВИЭ в Прибалтике в основном ветряные (ВЭС), т.е. в штиль их выработка падает до нуля. И эти ВЭС сосредоточены в самой проблемной части Прибалтики – Литве;
7) Подключение литовской энергосистемы к польской напрямую, без вставки постоянного тока (что и будет означать конец БРЭЛЛ), скорей всего, не спасёт прибалтийскую энергосистему при её проблемах с генерацией, ввиду ограниченной пропускной способности. С другой стороны, недостаток мощности не настолько глобален, чтобы обрушить всё сразу – вероятно, что недостаток генерации будет решён посредством сброса нагрузки. Как к этому отнесётся сама нагрузка – вопрос риторический.
Общий вывод – разрыв БРЭЛЛ, скорей всего, ни для кого не является концом света, но несёт перспективные проблемы, в первую очередь Литве, а с ней и всей прибалтийской энергосистеме.
На этом собирался закончить цикл про БРЭЛЛ, но понял, что нужна ещё одна разъяснительная статья – про энергосистемы вообще, и чем отличаются европейская ENSTO-E от российской ЕЭС…