Что мы знаем о школах прошлого? Строгая дисциплина, телесные наказания, классовые различия. Ситуация менялась в течение XX в., и на сегодняшний день общество имеет школу, в которой права ребенка должны строго соблюдаться. Но к традиционной школе относятся по-разному: часть общества считает, что она удовлетворяет почти все образовательные запросы обучающихся, другая часть общества считает, что обычная школа как образовательный институт не выполняет свои функции. Спрос рождает предложение, и открываются новые школы со спецпрограммами, для одаренных детей, онлайн-школы с индивидуальным подходом и т. д. А какие школы появлялись столетие назад, когда только происходило становление современной системы образования? В чем была новизна этих школ и в чем заключались идеи?
Франция, 1935 г. Школа-интернат Селестена Френе была воплощением его педагогических идей, основной из которых было свободное развитие личности ребенка, в процессе которого взрослые должны лишь поддерживать. Психологическое и физическое здоровье ребенка Селестен Френе ставил во главу угла. Приоритетом образовательного процесса Френе считал создание благоприятной среды для обучения и деятельность, направленную на получение полезных теоретических и практических знаний. Педагог часто повторял, что способность к мышлению и умелые руки лучше, чем многочисленные ненужные знания. Для свободы детского ума от стереотипов общества и прежних установок Френе даже отказался от учебников и использовал карточки, которые печатались в школьной типографии и содержали индивидуальные задания. Предоставлялись карточки двух видов: информационные, с теоретическим материалом, и вторые, с заданиями по теме. Так как в школе поощрялась самостоятельность, старшеклассникам дозволялось самим печатать карточки.
В новой школе не ставились оценки. Френе был противником оценивания, считая, что у всех детей разные природные возможности и встраивание их в одну систему оценивания несправедливо. Кроме того, считал основатель школы, оценка содержит в себе элемент субъективности, что говорит не в ее пользу.
Воспитательный процесс заключал в себе развитие самостоятельности и личной ответственности. Дети выполняли посильную работу в мастерских при школе, трудились в огороде, знакомились с кухней и учились готовить – все было организовано для получения практических знаний.
Образовательные принципы Селестена Френе популярны и сейчас. Их взяли на вооружение не только французские школы, но и многие школы по всему миру.
Германия, 1919 г. Вальдорфская школа была основана философом и педагогом Рудольфом Штайнером по поручению Эмиля Мольта. Последний был директором табачной фабрики "Вальдорф-Астория", и создано было учреждение для детей сотрудников – отсюда и название школы.
Рудольф Штайнер лично создавал педагогический коллектив, отбирая учителей на должность и проводя с ними семинары. Принципом вальдорфской школы было обучение наравне с развитием ребенка. Штайнер был идеологом переобустройства общества через культурное развитие и духовное освобождение каждого отдельного человека, и основанная им в послевоенное время школа была не столько для развития интеллекта, сколько для развития духовности и культуры в человеке. Наряду с обычными дисциплинами в программу были включены живопись, пластика, обучение музыке, ремеслам и рукоделию, причем – что еще было ново для того времени – мальчики и девочки обучались вместе, в том числе рукоделию и ремеслам – даже практические занятия не подразделялись на мужские и женские. Оценивание в вальдорфской школе было запрещено: ведь целью школы было разностороннее развитие детей, а не оценка их способностей.
Очень скоро опыт вальдорфской школы переняли и другие образовательные учреждения. Ровно через сто лет после ее основания по всему миру насчитывалась 1151 школа и было 1857 детских садов, перенявших принципы обучения Рудольфа Штайнера.
Великобритания, 1889 г. Сесил Редди открыл школу-интернат абсолютно нового типа, которой лично руководил вплоть до 1927 г. В эпоху строгих школьных правил и физических наказаний тридцатилетний педагог выступил в защиту прав несовершеннолетних и отмены всяческих наказаний. Развитие личности Редди считал самым важным в процессе воспитания и образования, а лучше всего этому способствует связь с природой. Поэтому школа была расположена в сельской местности в Девоншире. Личная ответственность и самодисциплина являются определяющими факторами нормального развития, считал Сесил Редди. Также он считал, что образование способно изменить общество.
В этой школе были ученики только мужского пола. Образование заключало в себя три блока: получение знаний, физическое развитие с помощью труда и спорта, творчество. Каждому блоку отводилось соответственно утреннее, дневное и вечернее время. Это была первая школа, в которой объединили гуманитарные и естественные дисциплины, серьезное внимание уделялось трудовому воспитанию и физическому развитию. В школе также изучали иностранные языки. Всесторонее образование и свободное воспитание без авторитарности учителей сначала вызвали непонимание в британском обществе, затем – восхищение.
Идеи Сесила Редди получили широкое признание как в родной стране, так и за рубежом. Школы нового образца стали открываться в Германии, во Франции, а после посещения С. Редди в 1906 г. Польши и России под его влиянием Елена Левицкая открыла "новую школу" в Царском Селе, но в ней обучались как мальчики, так и девочки.
Для своего времени эти преобразования были прогрессивными и впечатляющими. Сейчас трудно чем-либо удивить – многообразие школ и образовательных инструментов привычно современникам. Среди этого многообразия каждый выбирает то, что нужно именно ему. Что, на ваш взгляд, должна представлять собой прогрессивная современная школа?