Найти в Дзене
Mrs. Murchenko

Какова продолжительность рабочего времени учителя?

Оглавление
Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Стоит отметить, что перемены не рассматриваются как время отдыха учителя. Это связано с тем, что учителю платят за астрономический час (60 минут), а не академический учебный (40-45 минут).

Рабочее время - это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности» (ТК РФ Статья 91). Для учителей рабочее время не должно превышать 36 часов в неделю. Причём в данные 36 часов включены подготовка к урокам, конкурсам, заполнение журнала и иная методическая деятельность. Руководителям стоит помнить, что 36 часов - это не норма, а не максимум, то есть учитель может отвести уроки и уходить домой, даже если его уроки закончились в полдень. По Трудовому кодексу, нормальная продолжительность рабочего времени наёмных работников не должна быть больше 40 часов в неделю. Однако учителя имеют право на сокращённую продолжительность рабочего времени (ФЗ от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

На данный момент не существует верхнего предела рабочей нагрузки учителей, определённого на законодательном уровне. Руководство школы устанавливает объём педагогической нагрузки учителя, ориентируясь на количество часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченность учреждения кадрами и другие условия работы.

Однако существует нижний предел - это норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Именно это понятие и используется при определении рабочего времени учителя. Оперируя данным понятием, учитель может смело защищать свои права: для него не существует рабочего времени, как для остальных работников, ведь у учителя норма часов педагогической работы. Кстати, уменьшить нагрузку учителю без его согласия ниже ставки директор школы не может.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Однако если у директора нет возможности обеспечить педагогическому работнику установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку. Даже если учитель не обеспечен полной учебной нагрузкой, ему всё равно в гарантированно будет предоставлена выплата ставки заработной платы в полном размере. Режим работы такого учителя будет определён в зависимости от его догрузки иной педагогической работой до принятой нормы: кружковой деятельностью, факультативами, индивидуальными занятиями. Данные виды работы должны быть предложены учителю администрацией школы.

Помните, что директор не может уменьшить учебную нагрузку учителя, установленную в начале учебного года, - ни в течение данного учебного года, ни в следующем учебном году, если только речь не идёт об уменьшении часов по учебному плану и программам или сокращении количества классов.

Устанавливая учебную нагрузку педагогическим работникам, для которых данная школа - это основное место работы, директор должен помнить, что для учителей сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

Учитель вправе брать любую большую нагрузку на своё усмотрение. Защищая свои права относительно режима работы, он может привести в качестве аргумента тот факт, что не существует нормативных актов, в которых ставка приравнивалась бы именно к 36 часам рабочего времени.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Режим работы и отдыха учителя определяется следующими документами:

  1. коллективный договор
  2. правила внутреннего трудового распорядка
  3. локальные нормативные акты
  4. трудовой договор
  5. расписание занятий и график работы

Исходя из этого, мы видим, насколько учитель не защищён от документально заверенных для него обязательств. Ведь каждая школа самостоятельно определяет его обязанности: один директор может, например, установить рабочее время с 8:00 до 14:00, другой - проводить каждый день совещания на неопределённый срок времени. Появившийся в 2022 году перечень заполняемой учителем документации сделал бюрократическую нагрузку на учителя более "плавающей", так как нет единого формата данных документов.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Если для учителя 1 - 11 классов школы устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы в объёме 18 часов, то "плавающая" часть работы, таким образом, составляет также 18 часов в неделю.

Режим рабочего времени учителя во время каникул должен быть регулирован локальными актами учреждения, а также графиками работ, в которых будет указан характер деятельности учителя. До начала каникул должны быть определены рамки рабочего времени, в течение которого учитель будет осуществлять методико-педагогическую и организационную деятельность. Если учитель занимается индивидуальным обучением на дому (например, обучает детей с ОВЗ), данная норма так же будет распространяться на него. Совершенно противоправным действием будет требование находиться в школе на каникулах по 36 часов в неделю.

-4

Рабочее время учителя, выполняющего обязанности классного руководителя, не регламентировано от слова "совсем". Если деятельность учителя-предметника хоть как-то можно конкретизировать, то работа классного руководителя - это по большей части принудительная благотворительность со стороны учителя.

Как нарушаются права учителя?

Ситуация 1. Администрация школы сопоставляют ставку учителя с рабочей неделей представителей других профессий

Ситуация 2. Руководство требует, чтобы учитель присутствовал в школе во время каникул свыше времени учебной нагрузки

Ситуация 3. В предпраздничный день, предшествующий нерабочему дню, учителю не предоставляется право на сокращённый рабочий день

Ситуация 4. Администрация быстро находит "недоработки" по времени, но не учитывает явные переработки (командировки на форумы, участие в конкурсах, мероприятия в выходные дни)

Ситуация 5. Реальное рабочее время учителя либо никак не учитывается, либо это делают неправильно

Способы защиты

По уровню сложности защиты данные ситуации формируют три группы.

Группа 1. Ситуации №1-2 – это очевидное беззаконие и наглое враньё со стороны директора школы, так что делать тут особо нечего - просто чётко объясните директору, что учителя - юридически дееспособные люди. Если руководство не изменит своих незаконных требований, нужно оформлять жалобу в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить ситуацию №3, с одной стороны, несложно. Ведь на учителей распространяются нормы ТК, статья 95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». Сложность заключается в специфике педагогической деятельности: чтобы сократить рабочий день, придётся убрать последний урок. Это уже будет нарушением прав учащихся на получение образования.

Легче договориться о получении приказа от администрации школы о том, что накануне праздника учитель имеет право уйти с работы сразу после занятий. Это не означает, что учителя должны массово отказываться от проведения праздничных мероприятий в школе. Разумеется, подобная работа должна проводиться. Однако либо её следует оплачивать как дополнительную работу, если, конечно, она проводится не по доброй воле самого учителя.

Группа 2. Ситуация №4 не всегда бывает очевидной. Если учитель хочет получить компенсацию (в удобной для него форме) за сверхурочную работу с учащимися вне стен школы, ему нужно предварительно обсудить с руководством два момента.

Первое: в приказе о походе (поездке) должно быть указано полное время, в течение которого учитель ответственен за жизнь и здоровье учащихся (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личный каприз учителя, а часть плана воспитательной работы школы (в приказе пишется не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»).

Второе: нужно предварительно в письменной форме определить, как именно учитель получит компенсацию за сверхурочную работу или за работу в выходной (праздничный) день.

Как правило, практикуется два варианта: денежная компенсация или дополнительное время отдыха. Директору намного легче дать отгул, нежели оформлять денежную премию. Поэтому в каникулярное время, особенно летом, учитель может получить отгул. Однако стоит помнить: необходимо именно письменное распоряжение директора, с которым учитель сможет обратиться в суд.

Группа 3. В ситуации №5 не избежать острой конфликтной ситуации, решить которую учитель в одиночку, без поддержки педагогического коллектива, вряд ли сможет. Это связано с противоположностью интересов работников и работодателя. Конечно, многие проблемы возникают из-за тех, кто предпочитает "перемолчать" и этим заслужить расположение руководства. Однако стоит помнить, что такие "молчуны" будут провоцировать беззаконие, и в первую очередь по отношению к себе.

-5

Минимальными могут стать следующие требования коллектива учителей, внесенные в коллективный договор и в локальные нормативные акты:

  • Руководство школы проводит ежегодный контроль рабочего времени совместно с представителями педагогического коллектива. Надзор может включать в себя опрос школьных учителей для определения их фактического рабочего времени, а также определение независимыми экспертами количества часов, которое учителя проводят за работой. По результатам мониторинга рассчитывается среднее время, затрачиваемое на каждый вид работ (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами) - данные вносятся в коллективный договор;
  • Строго определяется перечень совещаний и их продолжительность. Совещания для всего педагогического коллектива или для отдельных групп в коллективе, таких как методические объединения, пятиминутки завучей или собрание классных руководителей, не должны в общем превышать по времени больше полутора часов в неделю;
  • Участие в конкурсах, семинарах, форумах, в воспитательных мероприятиях районного и выше уровней определить как исключительно добровольное. Разумеется, к добровольному участию не относятся обязательные курсы повышения квалификации, которые до введения стандартов третьего поколения учителя проходили раз в три года (сейчас их периодичность не определена)

К великому сожалению, вышеперечисленные меры будут эффективны лишь на уровне конкретной школы. Мошенничество с рабочим временем будет продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление правительства об учете рабочего времени преподавателей, которое отменяет действующее деление на нормированные и ненормированные части. Но это уже общероссийская проблема, решить которую можно только при активном учительском движении.

Не стоит всё вышесказанное воспринимать как призыв к учителям выполнять свои обязанности формально: с такого времени до такого... Мы понимаем, что на таком сложном поприще, как педагогика, невозможно учесть всё до мелочей. Но, несмотря ни на что, определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

Источник: http://karsunschool.ru/documents/rekomendatsii-po-zashchite-trudovykh-prav-uchiteley.php

Подпишитесь, чтобы не пропустить полезную информацию: https://zen.yandex.ru/id/60ba3a38c428e9113023dc7c