Хотите открыть успешный медцентр и оценить возможные риски? Необходимо составить бизнес-план. Если список работ уже есть, его важно регулярно обновлять. Это поможет идти в ногу со временем, опережать конкурентов, быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке.
Что входит в хороший бизнес-план и как не упустить важные детали?
Ставим реальные планы
Основное условие — ставьте перед собой четкие, продуманные задачи. Чем конкретнее вы представляете “дорогу” к достижению цели и уровень, к которому нужно прийти, тем больше шансов на успех.
Например, вы хотите “Увеличить количество посетителей медцентра на 50% в течение года”, — в список задач необходимо включить:
• Сайт с постоянными обновлениями. Отходите от стандартных клише, придумайте оригинальный дизайн, предложите запись в один клик или возможность выбора врача с учетом отзывов, которые автоматически “подтягиваются”.
• Контент и SEO. Доверьте написание статей экспертам, продвижением материала должен заниматься СЕОшник, который знает все фишки и подводные камни на пути к успеху.
• Онлайн-консультации. Помогает создать цепочку клиент-врач. Высока вероятность, что после диалога человек обратится к специалисту, с которым уже общался.
• Запоминающаяся реклама. Эмоциональная привязка поможет в создании прочной ассоциации с брендом клиники. Давайте рекламу везде: в транспорте, газетах, журналах, соцсетях. В качестве офлайн продвижения можно задействовать стенды и вывески, лайтбоксы. Проведите анализ, какой из каналов дает увеличение числа клиентов и усильте работу в этом направлении.
Формируем уникальное предложение
Как привлечь человека в клинику? Указать на конкретные преимущества. Четко сформулируйте, чем ваше медучреждение лучше других, опишите предоставляемые услуги, качество сервиса.
Способ подачи и вид уникального предложения продумайте еще на этапе подготовки бизнес-плана. Рекламный ход должен привлекать внимание к новым услугам с указанием их преимуществ (это может быть выполнение анализов на дому или дистанционное наблюдение врача за пациентом).
Например, клиника предлагает коррекцию зрения Femto LASIK. Включите в бизнес-план все необходимое для предоставления уникального предложения. Это может быть оборудование, расходные материалы, кабинеты, курсы повышения квалификации врачей и т.д. Информацию о новой услуге добавьте на главную страницу, чтобы клиент сразу узнал о ней и захотел воспользоваться.
Очень часто пациенты испытывают недоверие к специалистам, не уверены в результате лечения при отсутствии гарантий на него. Помогите человеку понять, с кем он будет иметь дело при обращении в вашу клинику. Дайте больше полезной информации о специалисте: опишите на сайте профессиональные достижения, приложите фото диплома или сертификатов, подтверждающих опыт, создайте возможность пациентам оставлять отзывы.
В работе учитывайте в первую очередь потребности клиентов. Изучите, на какие услуги постоянно высокий спрос и добавьте их в свой список. У конкурентов нет детского врача? Наймите не только педиатра, но и невролога для осмотра новорожденных.
Анализируем конкурентов и рисуем портрет клиента
На кого ориентируется клиника? Это важно четко отразить в бизнес-плане. Что включает портрет потенциального клиента: возраст, уровень дохода, пожелания к медицинскому обслуживанию (онлайн запись на прием в удобное время, возможность сдать все необходимые анализы, широкий спектр диагностических процедур).
Не пытайтесь копировать чужую бизнес-модель, это может привести к провалу.
Правильный подход — создание своего стандарта и выведение его на новый уровень. Можно составить перечень критериев (например, в виде таблицы — для удобства), сравнивать по ним несколько учреждений, отмечая недостатки и преимущества.
Обязательно нужно принять во внимание, какие у конкурента:
• подходы к рекламе;
• услуги (перечень, качество, цены);
• специалисты, уровень их профессионализма;
• дополнительные преимущества (месторасположение клиники, наличие сайта и его информативность);
• подходы к сервису (график работы, есть ли онлайн-консультации).
Изучать конкурентов лучше всего лично, для этого можно обратиться в клинику в качестве клиента.
Отслеживайте отзывы пациентов на независимых ресурсах, в социальных сетях, медицинских форумах, пабликах или сервисах (например, 2GIS). Слова недовольства: “Несколько дней не могу дозвониться” или “Администратор некомпетентен, не может ответить на вопросы” помогут выявить слабые места конкурентов и сделать выводы.
Составляем маркетинговый план
В этой части бизнес-плана важно учесть:
• где клиника предлагает услуги (в городе, области или регионе).
• образование цен, в том числе программ лояльности и скидок;
• создание клиентской базы;
• планирование рекламы и затрат на нее;
• обеспечение узнаваемости клиники (создание логотипа, формы для медперсонала, печать визиток).
Например, в готовом бизнес-плане маркетинговая часть будет выглядеть так:
- Клиника предлагает услуги в Москве и МО.
- Цены — средние по региону. В оплату включены работа врача и расходники (при необходимости).
- Акционные пакеты: на комплексное обследование или повторный визит, курсовые программы лечения, скидки пенсионерам, многодетным семьям.
- Интерьер клиники и униформа персонала в бело-зеленых тонах.
- Возможность выбора способа записи к специалисту (через сайт или соцсети, по телефону, вызов на дом).
- Время реагирования на обращение клиента — 5 минут. Использование чат-бота поможет узнать контакты клиники, записаться на прием через Интернет, увидеть прайс на оказываемые услуги, получить напоминание о визите к врачу.
- Сотрудничество со СМИ, интервью и экспертные комментарии от представителей медучреждения.
- Реклама — в городе (билборды), в соцсетях (таргетированная), создание видеоролика о клинике и запуск его на телевидении.
- Участие компании в мероприятиях, посвященных здоровью: День донора, День медика и др.
Добавьте больше дополнительной информации о учреждении, не просто перечень услуг, а возможность рассрочки или оплаты картой, загрузите фотографии клиники. Чем больше человек будет знать о медучреждении, тем выше вероятность, что он обратится именно к вам.
Еще один хороший ход — регистрация сайта клиники в Яндексе с указанием местоположения. В программе “Профиль” легко работать с отзывами, заказывать поисковую рекламу.
Оцениваем риски
Чтобы не допустить ухода клиентов к конкурентам, постарайтесь предупредить проблемы. Что может тормозить деятельность клиники:
• текучка кадров;
• перебои с поставками расходников, оборудования, медикаментов;
• появление новых конкурентов;
• рост цен.
Например, неподалеку открылась более современная клиника. Ваши действия: приобретение дополнительного оборудования (даст возможность расширить список предлагаемых ранее услуг), усиление маркетинга. Уделите больше внимания рекламе с упором на опыт, успешное сотрудничество с пациентами. Продумайте методы поощрения врачей (доплата за выслугу лет или за сверхурочную работу). На случай срывов поставок составьте список резервных продавцов. Запланируйте дополнительные расходы — своеобразную “подушку безопасности”.
Продуманный план развития — фундамент бизнеса. С его помощью можно создать и контролировать основные процессы, управлять коллективом, предупреждать риски и отстраиваться от конкурентов.
О планировании финансов и о том, как повысить доход клиники и снизить расходы, мы расскажем в следующей статье.
#медицинскиймаркетинг #привлечениепациентов #привлечениеклиентоввклинику #продвижениеклиники #продвижениемедцентра #рекламаклиники #бизнесплан #бизнеспланклиника