Найти тему
Издательство MAK.arcanes

Чем опасно не ценить себя

Оглавление

Сегодня мы поговорим об одном из самых популярных запросов при обращении к психологу – низкой самооценке!

freepik.com
freepik.com

Ведь от самооценки человека зависит в целом вся жизнь, способность ставить цели и двигаться к ним, восприятие себя и уверенность в своем будущем.

Человек с низкой самооценкой считает себя недостаточно красивым, недостаточно умным, недостаточно интересным, недостаточно успешным и вообще «каким-то не таким», с какой стороны ни посмотри. Для него такой взгляд на себя нормален и обычен, и даже наоборот любые комплименты и положительные оценки со стороны воспринимаются с недоверием и опаской: «то ли сарказм какой-то, то ли от меня чего-то получить хотят».

freepik.com
freepik.com

Чем еще опасно такое неадекватное восприятие себя?

Во-первых, это мешает удовлетворять свои собственные потребности и желания, так как вы постоянно озадачены получением хорошей оценки от окружающих людей.

Это мешает оберегать свои границы, отказывать и говорить "нет" людям и ситуациям, на тебя могут скинуть любые свои проблемы, задачи, ответственность, чужую работу и могут поступать с тобой, как захотят.

Это мешает иметь свое мнение и в любой ситуации действовать сообразно ему. Точнее свое мнение у человека конечно же в наличии есть, но он постоянно сомневается, то ли сделать как считаю я, то ли послушать то, что говорят вокруг. И, конечно, он легко подвержен влиянию извне, хотя сам зачастую владеет всеми необходимыми знаниями, навыками и опытом для решения искомого вопроса.

freepik.com
freepik.com

Это мешает менять сферу деятельности и реализовываться как профессионал. Человек с низкой самооценкой может работать на низкооплачиваемой и не любимой работе, искренне полагая, что по какой-то неведомой причине лучшего он не достоин.

Это мешает гармоничной личной жизни. Ибо человек считает, что не заслуживает любви, достойного партнера, а здоровые и счастливые отношения – это уж точно не про него, или не про нее. А проблемы с самооценкой бывают и у мужчин, и у женщин вне зависимости от возраста и действительного положения дел.

Ну и, конечно, это не дает быть счастливым и сосредоточиться на том, что интересно тебе, вместо того, чтобы постоянно выискивать недостатки и несовершенства, пытаясь исправить их или как минимум от всех скрыть и по максимуму замаскировать.

freepik.com
freepik.com

Каковы же причины столь несправедливого, если не сказать жестокого и даже «ядовитого» отношения к себе?

Уже на протяжении почти нескольких веков психология говорит нам, что родом мы все из детства. А последствия «непоправимой пользы», причиненной нам в очень нежном и юном периоде жизни, бывают самые различные.

Например, в семье ребенок часто подвергался наказаниям, оскорблениям, постоянным и необоснованным запретам, эмоциональному отвержению и обесцениванию со стороны родителей. Причем физических наказаний в семье могло и не быть и по социальным меркам человек воспитывался просто в «теплице», в специально созданных и идеально подобранных условиях любви, нежности, заботы, и с использованием правильно дозированного комплекса удобрений и веществ, необходимых для роста достойного и успешного человека.

А на самом же деле ребенка воспитывали с помощью стыда и вины, оценок «правильно» и «неправильно», «молодец» и «не молодец». И хорошо еще, если «правильно» и «молодец» вообще присутствовали в оценках, ибо часто бывает, что ругают за плохое, а хорошее воспринимается как должное и не замечается совсем.

В дальнейшей жизни такой человек умеет замечать только похвалу или порицание со стороны, не обращая ни малейшего внимания на собственные чувства.

И когда в процессе роста еще неокрепшей личности ее базовые потребности в принятии и любви не удовлетворяются, формируются очень и очень «зловредные» убеждения о себе и своих возможностях. Вот для примера, самые популярные из них:

  1. «Я какой-то не такой, как все», «Со мною что-то не так».
  2. «Я не могу ни на что повлиять» и «От меня не зависит ничего».
  3. «Меня никто не любит» и, конечно же, «Я не нужен никому».

И чаще всего люди с заниженной самооценкой словно играют по чужим правилам, действуют в соответствии с внешними социальными критериями и стандартами красоты, стройности, благополучия, успешности и т. д. Что порождает ощущение подавленности, отсутствия мотивации и сил или озлобленности и претензий к несправедливости происходящего вокруг.

freepik.com
freepik.com

Но самое неприятное заблуждение в попытках научиться по-другому воспринимать себя, это то, что нам часто кажется, что любить себя – это восхищаться собой и думать: «Я – лучший!».

На самом же деле, люди со здоровой самооценкой и умением принимать себя очень редко сравнивают себя с кем-то и не склонны ставить себе оценки в зачетку или в дневник. Они умеют смотреть на себя «как есть», не сравнивая с конкретным эталоном и не измеряя свою ценность с помощью весов под названием «плохо/хорошо», «лучше/хуже», «правильно или не правильно», «достаточно или нет», «соответствую или нет». Они просто ощущают себя достойными внимания, уважения, успеха и любви.

Если вы чувствуете собственную неуверенность и недостойность, то для улучшения качества жизни важно над этим работать. Можно делать самостоятельно, но в сложных случаях лучше обратиться за помощью к специалисту.

Чем можно помочь себе уже сейчас?

Работа с МАК

Для того чтобы лучше узнать себя и принять вместе со всеми достоинствами и недостатками, в издательстве MAK.arcanes есть прекрасные метафорические ассоциативные карты – «Портреты».

Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Техника «Какая я?»

Техника поможет увидеть себя со стороны, что может оказаться полезным для дальнейшего развития.

1. Достать из колоды вслепую карты, отвечающие на следующие вопросы:

«Какой я себя вижу?»
«Какой я хочу выглядеть в глазах окружающих?»
«Какой меня видят окружающие?»
«Какая я на самом деле?»

2. Карты выложить на стол и открывать их поочередно. Каждую карту необходимо прочувствовать, как если бы вы были на месте данного персонажа. Желательно проговаривать возникающие мысли и эмоции.

3. Когда все карты будут осмыслены, можно сделать выводы. Нравится ли вам то, что вы увидели? Как вы думаете, почему получилась именно такая картина? Хотели бы вы что-то изменить? Если да, то что?

-7

Техника «Достижение цели»

Данная техника может помочь, когда у вас есть некая цель, но вы сомневаетесь в ее правильности для себя.

1. Достать из колоды вслепую карты, отвечающие на следующие вопросы:

«Какая я сейчас?»

«Какой я буду в процессе достижения цели?»

«Какой я буду, если моя цель будет достигнута?»

2. Карты выложить на стол и открывать поочередно. Каждую карту нужно осознать и обсудить. Нравится ли вам то, какой вы будете после достижения поставленной цели? Если выпавшая карта вам не нравится, то это значит, что цель вами выбрана неверно, ее необходимо скорректировать.

-8

Техника «Взаимоотношения»

Техника поможет исследовать любые взаимоотношения с другими людьми.

1. Достать из колоды вслепую по одной карте для каждого партнера в исследуемых взаимоотношениях. Открыть их и запомнить.

2. Расположить карты в закрытую на столе так, как они ложатся. У вас должно возникнуть внутреннее ощущение правильности их положения по отношению друг к другу.

3. Каждую карту открыть и обсудить. Что чувствует каждый персонаж в данном раскладе? Какой он? Соответствует ли его пол и возраст реальному человеку? Как персонаж себя ведет в данных взаимоотношениях? Насколько ему комфортно в таком положении? Что каждый персонаж чувствует по отношению к другому?

4. Обратите внимание на то, как лежат карты относительно друг друга. Близко они или далеко? Какая карта находится выше, а какая ниже? Можно попробовать поменять положение карт: ближе-дальше, выше-ниже, или вообще на время убрать одну карту со стола. Что меняется после каждого такого действия в ощущениях? Как себя чувствуют персонажи при этом?

На основе всех вышеописанных манипуляций сделать выводы.

Характеристика карт
Характеристика карт

Метафорические ассоциативные карты «Портреты» позволяют исследовать вопросы взаимоотношений с собой, с людьми и с окружающим миром.

Колода содержит фотографии современных российских и зарубежных авторов. В составе колоды: 24 детских, 60 мужских и 60 женских портретов.

Колода может применяться в работе как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Портреты можно использовать как самостоятельный инструмент, так и в тандеме с другими колодами.

Вопросы, которые можно рассматривать в работе с «Портретами»:

- Самоощущение человека, его самоопределение, в том числе и половая идентификация.

- Взаимодействие субличностей человека между собой и с окружающим миром.

- Взаимоотношения с другими людьми.

- Родовые сценарии и составление генограммы.

И многие другие.

Карты можно использовать как под руководством психолога, так и самостоятельно, в группе или в ходе индивидуальных занятий.

Заказать метафорические ассоциативные карты «Портреты» можно на официальном сайте издательства MAK.arcanes:

https://mak.arcanes.ru/shop/21/desc/portrets

© Анна Луценко, специально для Издательства MAK.arcanes

Другие статьи на похожую тему: