Творческий рассказ -деятельность воображения, результатом которого является придуманный ребёнком рассказ с самостоятельно развитым сюжетом, новыми образами, облачёнными в художественную форму.
Элементы творческого рассказа:
Композиционная целостность сочинения.
Художественная выразительность.
Самостоятельность в развитии сюжета.
Умение придумать несколько вариантов сочинений.
Виды рассказов:
Придумывание продолжения рассказа.детям называют тему, действующих лиц, раскрывают завязку, далее они самостоятельно развивают сюжет, придумывают события.
Придумывание рассказа по плану. План предлагает воспитатель: сначала расскажи, как ёжик решил отметить день рождения, кого из зверей он пригласил, потом. что они подарили ему и как звери веселились.
Творческое сочинение по литературному образцу. Варианты:
1. Оставить сюжет, изменить героев.
2. Оставить героев, изменить сюжет.
Рассказ по опорным словам. Варианты:
1. Даются несколько подходящих по смыслу слов, дети придумывают сказку с этими словами.
2.Из журналов вырезаются слова. Дети придумывают историю с этими словами.
3.Детям даются 5 слов из одной сказки и слово постороннее. Придумать сказку, используя все слова.
Придумывание сказок об игрушках. Варианты:
1. Сочинение с опорой на образ сказочного героя.
2. Определи игрушку.
Сказка-наизнанку. Учить в хорошо знакомой сказке менять характер
героев и придумать новый сюжет сказки. (Красная Шапочка - злая, волк - добрый.)
Сказка в заданном ключе. Открываем для детей сказку, используя разные ключи в другом времени, месте действия. (Старик со старухой у синего моря в наши дни. Что будет просить старуха.
Фантастический бином. Предлагаются несколько картинок с изображением героев сказки. дети рассказывают сказку и появляется картинка, не имеющая отношения к этой сказке. Дети придумывают продолжение. Сочинение сказки, герои которой изготовлены из определённого материала. Придумать приключения героев из определённого материала (стекло).
Рисунок в несколько рук.
Ребёнок изображает нечто, подсказывающее образ. Второй ребёнок использует эту памятку в качестве элемента другого изображения. Другой ребёнок меняет направленность рисунка, трансформирует замысел. Выкладывание карт на столе. Коллективно придумать и проиллюстрировать рассказ. Дети по очереди вытягивают одну карту и интерпретируют события. Возникает коллективное творчество.