Найти тему
Борис Седых

Учебный корабль «Гангут»

Вот и заканчивается, быть может, самый главный период в прожитой жизни. С 1949 года по 1992–ой, от медали «За службу Родине с детства» до ордена «За службу Родине в ВС СССР» и каждый день - форма одежды военно-морская… И каждый год обязательно так или иначе было море!...ЛНВМУ, «Дзержинка», и далее – ТОФ, Северный флот, и каждый год учебная практика с курсантами. Всё те же флоты, да ещё добавились Одесса, Николаев на Чёрном море, Средиземное море и переходы на учебных кораблях по более-менее постоянному маршруту Кронштадт – Севастополь или обратно. В общем, нравилось мне всё это! И каждая встреча с морем, запахи моря, звуки моря - всё это, как подарок судьбы. Только всё хорошее рано или поздно заканчивается, и вот подошло время последнего моего круиза с курсантами на борту. Наверное, от осознания этого всего и появились вот эти мои не очень складные стихотворения.

Учебный корабль Гангут. Из свободного источника
Учебный корабль Гангут. Из свободного источника

1991 год. Учебная практика курсантов

УК «ГАНГУТ»

(Севастополь – Стамбул – Росток – Кронштадт)

Раздолбанный, смрадный, весёлый

У вокзала наш поезд застыл.

Казалось, расплавилось море,

Жарой белый город накрыл.

Но МОРЕ прохладу дарило!!!

И день был потерян не зря,

С утра уходили мы с Минной,

Жаждой открытий горя.

Ну, наконец!!! Винты запели,

Линейкой штурман чертит курс,

Штормит, курсанты оробели,

Уставы учат наизусть,

Ужель прогресс и в нашем деле?!

Тут, правда, плотик потеряли,

Раскрылся, гад, и сиганул зачем-то за борт,

Но догнали, и долго кошкой поднимали,

И почему-то вдруг признали

Во всём Агаева вину.

Агаев там на рострах спал,

На солнце он сушил подушки,

Как Коломиец приказал

И даже выстрелы из пушки

Он там бы вряд ли услыхал!

Стыдились бы, чтоб в каждом деле

Всегда виновных назначать!

Уж коли дружно в лужу сели,

Устройство нужно изучать,

Программу практику, устав,

О чём я вам твердить устал…

И вдруг – Босфор!!! Как будто в сказке,

Мечом рассечен континент,

И ветерок слащаво ласков,

И мост – воздушный монумент,

Как Джин! Дома растут на сопках,

А «Гангут» медленно и робко,

Среди дворцов и вилл неловкий,

Вдруг задрожал и в сей момент на якорь встал

Вблизи Дворца.

Итак, мы снова за границей

Всевышней волею Творца.

Жара – как в бане!

Зажаты лиры в кулачке,

Товарами витрины манят:

Часы, рубашки и кроссовки,
Носки и милых дам обновки,

Чего там нету на «толчке»!

И в сумках наших тётей Маней,

Но лир уж нет –куда-то делись,

Экскурсий открываем прелесть,

От восхищения горим

И про покупки говорим,

Хорош Стамбул, да Бог уж с ним,

Все на борту пятёрки в сборе,

Уже почти-что третий курс,

Маяк моргнул, в открытом море

Судьбой давно начертан курс…

Но прежде, чем опять проститься,

Страницу вновь перевернуть,

Я предлагаю насладиться

Увиденным и вас вернуть

К отдельным памятным местам,

Что не увидишь больше в мире,

Ну, разве по ТВ в квартире.

Итак, о чём же мы расскажем вам?

Ай – София

Ай-София – это грустное зрелище,

В колючей проволоке красота,

Лёгкость, мощь и разрушение

И до боли близкая простота!

Ощущения поразительные –

Был я здесь, но не помню- когда,

Линии колонн стремительные,

Алтарь и фрески и ворота…

Огромные чёрные знаки Пророка,

Белизна восстанавливаемых колонн,

И до боли родная дорога-

Пять поворотов по пути на балкон.

Громаден балкон, на стенах наши лики,

Курсант у искривлённой колонны стоит,

Парит надо всем светлый купол великий

И солнечный луч разноцветно блестит…

А в конце, уходя, загадал я желание –

Палец приставил и круг провернул

Чтобы закованный Великанище

Путы порвал и свободно вздохнул!

Долма – бахче – сарай

С километр вдоль брега ограда

Решёткой вычурной видна
От моста привлекает все взгляды

Её ослепительная белизна.

Долма-бахче – это Дом Правительства,

Но с удобствами мраморными для жён,

И задуман был для представительства

Тех, кто был туда приглашён, да и то на балкон…

Главный зал поражал великолепием

Люстры, стен и персидского ковра,

И не демократическим раболепием,

Недемократического двора…

Там был ещё балкон отдельный

С окошечками задрапированными

Для юных жён, победивших в прениях,

Любопытных и размалёванных.

Что ещё? Лабиринт переходов,

И хрустальных подвесок звон,

И подарки от всех народов,

И картины со всех сторон…

Мне запомнилась одна картина,

Где все султаны изображены,

Крутые ребята и сразу видно,

Что жить не могут они без войны…

Ещё Ататюрк – это тоже страница,

На султана лишь в профиль похож,

Может с Ельциным сравниться –

Из демократов и точно – Вождь!

Картины разные – вон турки режут

Толпу неверных,

Вон – лица, как пики, в атаку пошли,

А вот подожгли и с азартом топят,

Как ты думаешь – чьи корабли?

И тут же сердце сжимает ревность –

Айвазовского кисть! И не два, и не три,

Висят по углам кое-как полотна,

И все в пыли…

Что ещё? – Семь ступеней мраморных,

Семь шагов и уже Босфор,

Коль захочется, вдруг, Султану –

Сел в галеру и греби на простор…

Вкруг Дворца всё опять, как водится,

Пальмы, розы, зелёный газон,

И белый Лев с Крокодилом борется,

Чтоб победой украсить трон…

Было жарко, захотелось напиться,

Вдруг, заметили – это же кран!

Кран открыли, а из него серебрится,

Чистая, вкусная, как лёд, водица,

Если хочешь, можешь сам убедиться,

Что начало всему ВОДА!

Как гласит Коран!..

Дворец Топ - Копы

О Топ – Копы – очей услада!

Какая дивная прохлада!

Без умолку трещат цикады,

В кустах заморских птиц рулады…

Волшебных комнат анфилада –

Для любопытного наградой

Предметов старины громада:

Шнурок с изумрудом над троном,

Рубины и злато в короне,

Слон золотой на индийской шкатулке

И волос Пророка подсвечен в бутылке.

Мечи и часы, ордена и кинжалы,

Доспехи конские, забрала,

Из длинных перьев опахало,

Подарки, посуда и из золота блюда,

И снова горою лежат изумруды,

И рюмки в алмазах, фужеры, кувшины,

Диваны, подушки, ковры и камины…

Бассейн с молоком – для воодушевленья,

Беседка с видом на Босфор –

- для отдохновенья!

На стяжках древние аркады,

И для прогулок балюстрады,

Парит над городом громада

Дворца – и так ли было надо

В Долма-Бахчи переезжать?!

Народ налогом облагать,

Проект достойный выбирать,

Стройматериалы доставать

И смету долго утверждать…

Туда – сюда таскать кровать
В конец запутывая знать,

Эх! Кабы знать!

Деniz – музей

Это музей ВМФ,

Два корпуса, между ними сад

С пушечками на земле до самых оград

И картой империи на стене.

В первом корпусе – десяток галер

Форштевнями целятся в грудь,

Каждому посетителю.

Поближе посмотришь – с десяток гребцов,

Побритых, одетых на особый лад,

Взор свой потупив, на банках сидят,

На супругу султана, ни-ни,- не глядят,

Что под балдахином вся из себя вырядилась!

Корпус второй – это флотский быт,

Макеты, карты, модели,

Как девушка гид о том говорит,

С запахом редким «шанели»

Ей упрямо ставит вопросы свои

Курсант, которому гордости для

Про Синоп узнать невтерпёж,

И ещё – старинный, пожелтевший

теоретический чертёж!

128 – пушечного корабля.

А вот картины – видит Бог, хороши,

Хоть в картинах и мало геройства –

Берег, море, корабль, пейзажи,

И прекрасен наш Айвазовский!

Ну вот и всё. Концы отдали

«Плавучести» и якорь-цепь,

Ворча в свой ящик возвращалась,

Убрали цепь – сменили цель!

А цель одна – быстрей до дому

Вокруг Европы обежать,

И уж, конечно, по-другому

Задачи практики решать.

Геннадий Ильин, соавтор книги "Позывной - Питон!".