Начать с того, что я обожаю слияние жанров. Точнее - когда в рамки фильмов ужасов пытаются вместить дополнительные смыслы. Удачным примером такого эксперимента можно считать, например, "Прочь", автор которого знатно прошелся по расизму.
"Преисподняя" по структуре вполне подходит под хорроры в духе "американская готика" (Боже, что я несу?). Перед нами вайлд, вайлд Вест. Немая девушка в потрясающем исполнении Дакоты Феннинг облегчает женщинам родовые муки. Сразу становится понятно, что сейчас припрется какой-нибудь мужик-моралист и не даст ей работать. Что, собственно, и происходит. За героиней начинает охотиться фанатичный жестокий проповедник - это, к слову, один из самых типичных героев американских ужастиков. Так как в те времена за преследования не наказывали, ей приходится справляться как-то самой. И так злодей год за годом гонит несчастную девушку, как ковбои скот, не давая ей нигде найти пристанище и угрожая адскими муками прямо здесь и сейчас.
А теперь о том, что режиссер вложил в эту стандартную триллерно-хоррорную структуру о противостоянии маньяка и жертвы. Вложил он так много, что фильм мог бы лопнуть от серьезности содержания. Но с честью выдержал.
Получилась, в сущности, религиозно-феминистская притча. О том, что в патриархальном обществе мужчина стремится занять место Бога. Но Бог выступает в нескольких испостасях - он дает жизнь, защищает, направляет...ну и карает за ошибки. И получается, что мужчина, даже при поддержке всех общественных институтов, справляется только с ролью карателя. И, окрыленный вседозволенностью и одновременно смутно осознающий свою ущербность, превращается просто в мучителя. А что происходит, когда Бог становится мучителем? А вот тогда мир и оборачивается той самой преисподней, где живут все без исключения героини фильма.
Это, собственно, то, что нам показывают в фильме. А вывод такой: хочешь спастись, хочешь Рая для своих детей - делай это сама. Не жди милости от мужчин (да, даже от любящих, добрых и хороших мужчин). По сюжету все положительные мужские персонажи оказываются абсолютно беспомощными, когда доходит до дела. Карают зло и меняют мир лишь женщины. Принося за это чудовищную плату.
"Преисподняя" - кино мрачное и наполненное жестокостью настолько, что хочется зажать уши и зажмурить глаза. И это не жестокость "Игры престолов", когда "ААА, дотракийцы, кровишша!" Нет, она бытовая, хладнокровная, когда творящие зло чувствуют себя полностью в своем праве и даже исполняющими свои обязанности. Пока смотрела, раз двадцать порадовалась, что живу не в то время. Конечно, не каждой и тогда доставался личный демон-антагонист. Но бытового насилия хлебали все женщины без исключения.
При этом кино по-своему красивое - там хорошая операторская работа, дивные пейзажи, приглушенные богатые цвета. И от этого антуража еще страшнее.
Актеров надо похвалить. Про Дакоту я уже сказала. Но там и другие играют гораздо лучше, чем требуется для триллера или ужастика. Пару раз казалось, что переигрывает Гай Пирс в роли главного злодея, но, скорее, просто его персонажа постарались сделать настолько многогранным, что в итоге я запуталась. Был ли он фанатиком, верящим, что очищает мир от скверны? Или этаким героем Достоевского с моралью: "Я в рай уже не попаду, душа погибла, так что пренебречь, вальсируем"? Или же просто циником-альфа-самцом, который совершенно осознанно хочет вырезать всех мужчин, включая детей и стариков, вокруг заинтересовавших его женщин и остаться главой гарема? В фильме есть отличная сцена, когда антагонист с серьезным видом произносит слова проповеди о лже-пророках, которые есть волки в овечьих шкурах - и тут же заливается издевательским волчьим воем. И такие моменты, сильные сами по себе, немного лишают образ цельности и придают избыточности.
Несмотря на эту критику (хотя какая критика) фильм очень хорош. Но пересматривать я бы не стала - послевкусие от него примерно как от работ Триера и Хайнеке. Прямо скажем, горькое.