Продолжаем серию публикаций о киви-роке. Сразу за вступлением Сергея Беляева следует увлекательный рассказ о новозеландских группах, объединенных одним общим знаменателем. Каким? Узнаете из статьи. Приятного прочтения!
Добрый день, друзья, на КАНАЛЕ "ПроРок"!
"Чей БЕНЕФИС?!" - спросите вы.
"Конечно, нашего Эндрю! Snab 272!!!
Его "Шевроле" снова рассекает по Северному и Южному Островам Новой Зеландии! И мы с вами на своих "москвичах", "жигули" и "понтиаках" присоединяемся к нему!
Мы в '80-х!!!
Итак, восьмидесятые. Возможно, даже благословенные для многих. Время сытое, комфортное, тем не менее породившее что-то вроде музыкальной революции в Новой Зеландии. Под крыло возникшего в 81 году лейбла Flying Nun Records стали собираться наиболее интересные музыканты, создавшие тот самый kiwi sound.
В роке Новой Зеландии роль Flying Nun можно сравнить с ролью в рок-музыке СССР Ленинградского рок-клуба. Три кита этого движения были The Clean, The Bats и The Chills. Первой из них мы уже коснулись в прошлой части, обратимся в двум другим.
Группа The Bats сформирована в 82 году, лидером является гитарист/вокалист Роберт Скотт, группа активно выступала в Крайстчерче и Дюнедине, с 84 года выпустила несколько успешных синглов. Один из них, записанный в Лондоне, признан “Синглом недели” журналом NME. Выпущенный в 87-м дебют назван одним из лучших новозеландских альбомов 80-х. Группа успешно выступает и записывается уже 40 лет в неизменном составе. Роберт Скотт параллельно с 2000-х ведет успешную сольную карьеру. Мы послушаем с вами North by North с дебюта.
Группа The Chills, созданная в 80-м, по сути является проектом вокалиста Мартина Филипса, ее путь схож с The Bats – успешные синглы, накопившиеся для дебюта 87 года, успешные туры по Америке и Европе, новые записи, выходящие с разной степенью активности. Как и предыдущие две группы, она активно существует до сих пор. Музыку этой группы я бы назвал квинтэссенцией Дюнедин-саунда. Простите, что не использую эпитеты для описания творчества этих групп, просто они будут одинаково превосходные, боюсь, словарного запаса мне не хватит. Предложу послушать одну завораживающую вещицу с самого успешного их альбома 90г.
Поскольку население страны невелико, в музыкальном мире постоянно происходило перекрестное опыление, музыканты перемещались из группы в группу, практически в разное время все играли со всеми, и это оказалось положительным опытом с очень интересными результатами. Правильней здесь будет рассказать о интересных музыкантах, имевших в своем активе не один удачный проект. Начать хочу с братьев Питера и Грэма Джеффриз, основавших в 81 году постпанк-проект Nocturnal Projections. Очень интересная группа, разрозненные записи периодически переиздаются. После распада в 83 Питер сформировал с братом This Kind of Punishment, за пять лет выпустивших несколько удачных альбомов.
Также в его активе сотрудничество с братом в группе Plagal Grind в 90-м, проект Cyclops c альбомом в 94 году, ну и сольное творчество, достаточно экспериментальные альбомы. Тем временем Грэм с 90-х по сей день занимается своей группой The Cakekitchen. Очень интересная команда.
Хочу рассказать еще об одном участнике Зала Славы Новой Зеландии, Шейне Картере. Все его проекты заслуживают внимания, они успешны и очень интересны. Его первая команда, панк-группа Bored Games, была в 79, когда ему было еще 15. Через пару лет группа распалась накануне выхода дебютного EP, получившего культовый статус. Следующей была The Doublehappys, выпустившая 3 EP и сборник.
После распада в 85-м из-за смерти друга-коллеги, Шейн создал одну из лучших групп Новой Зеландии того времени – Straitjacket Fits, успешно просуществовавшую до 94 г. Давайте ее послушаем.
После он создал альт-рок группу Dimmer, получившую несколько номинаций за лучший альбом, и титул “Лучший альбом 2004”. В 2012 Шейн распустил группу и присоединился к супергруппе (по новозеландским меркам, конечно) The Adults, а также выпустил сольник в 2016 г.
Обязательно хотел бы упомянуть проекты Алистера Паркера и Джона Халворстена , первым из которых был The Gordons в 80 году, панк-индастриал трио, выпустившее пару отличных альбомов, прежде чем реформировалось в Bailter Space в 88, очень интересную команду, существующую до сих пор (их стиль описывали как Sonic Youth южного полушария).
Дебют The Gordons был назван в 2013 году «New Zealand Classic» на ежегодной премии Taite Awards.
С середины 80-х Джон Халворстен параллельно участвовал в индастриал-группе The Skeptics с вокалистом Дэвидом Д’Атом, вплоть до смерти Дэвида от рака в 90-м в возрасте 26 лет. Группа была очень самобытная, к сожалению, распалась на пике, посмертно выходит неизданное, в 2013 выпущен на DVD документальный фильм о Дэвиде. Наиболее известно скандальное видео «AFFCO», с натуралистичными кадрами с этой мясоперерабатывающей компании, но я предложил бы другое, вот только жаль, те что есть у меня, нет на ютуб. Поэтому просто послушаем классную песню.
Пожалуй, нельзя не рассказать о Питере Гаттеридже. Этот ветеран киви-сцены поучаствовал в таких коллективах, как The Chills, the Clean, The Great Unwashed (классный сайд проект группы The Clean с Питером плюс Росс Хамфрис из Bailter Space). Позже в 89-м Питер создал свой проект Snapper и выпустил интересный экспериментальный сольник.
А завершу (принудительно :-)) эту серию о некоторых звездах Flying Nun группой, не входящей в лейбл, но записавшей один из самых известных треков в стране, “There Is No Depression in New Zealand” – это группа Blam Blam Blam, существовавшая всего пару лет, но оставившая глубокий след в новозеландской культуре.
Название песни отражает всё различие в музыкальной культуре острова, где все заокеанские поветрия прошли через призму новозеландских реалий, в результате получилась музыкальная сцена, в какой-то мере очищенная от грязи панк подполья стран-первоисточников.
От ПроРока: огромная благодарность Эндрю snab272 за уникальный, неповторимый материал! Ждем новых статей!