Яркая иллюстрация того факта, что заявления Европейского союза о "заботе о развивающихся странах" (в контексте того же продовольствия) - не больше, чем пустое сотрясание воздуха.
Как пишет портал Oilprice.com, в июне Европейский Союз впервые в истории импортировал больше сжиженного природного газа из США, чем трубопроводного газа из России [из-за снижения поставок через СП-1 - прим. Об этом не говорят].
Беспрецедентный сдвиг произошел, когда ЕС принялся заполнять свои газовые хранилища в преддверии следующего отопительного сезона, опасаясь, что Россия может перекрыть газовый кран в любой момент [по себе судят - прим. Об этом не говорят]. Это также привело к тому, что цены на СПГ взлетели до небес, что сделало его недоступным для развивающихся стран.
Из-за этого, например, Пакистан страдает из-за отключения электроэнергии, что вызвано нехваткой СПГ, необходимого стране для поддержания работы электростанций. А причина недостаточных поставок в том, что Европа может платить за товар больше, поэтому трейдеры отправляют туда свои грузы, в том числе грузы, изначально предназначенные для Пакистана и других азиатских стран.
Согласно данным Wood Mackenzie, которые приводит Wall Street Journal, в то время как импорт СПГ в Европу с начала года по середину июня вырос на 49%, импорт в Пакистан за тот же период сократился на 15%, в Индию — на 16%. Импорт СПГ в Китай упал более чем на 20%.
Как прокомментировал ситуацию Валерий Чоу, руководитель отдела исследований газа и СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Wood Mackenzie:
«Европейский газовый кризис высасывает из мира СПГ до дна. Развивающиеся рынки в Азии приняли на себя основную тяжесть нынешней ситуации, и этому не видно конца».
Предполагается, что во второй половине года импорт СПГ в Европу снизится [с чего вдруг? - прим. Об этом не говорят], а в Азию вырастет.
Но пока что Пакистан на прошлой неделе не смог привлечь ни одной заявки на тендер на поставку сжиженного природного газа на 1 миллиард долларов, а Индия наращивает угольную генерацию, чтобы продолжить производить электроэнергию без сбоев. Так же и Бангладеш, как и Пакистан, страдает из-за отключения электроэнергии по причине дефицита СПГ.
Между тем, долгосрочные контракты на СПГ набирают популярность в мире, поскольку покупатели понимают, что фиксация текущей цены, какой бы высокой она не была, может быть хорошей идеей, чтобы избежать дальнейших ценовых шоков, которые вполне вероятны.
Китай, крупнейший в мире импортер СПГ заключил 23 таких долгосрочных контракта в этом году. В результате доля закупок СПГ Китаем на спотовом рынке снизилась до 39 процентов от общего объема импорта СПГ.
С другой стороны, Европа, как известно, неохотно заключает долгосрочные контракты. Теперь, возможно, ей придется пересмотреть это нежелание: Катар сообщил европейским покупателям, что если они хотят катарский СПГ, им необходимо взять на себя долгосрочные обязательства по его покупке.
Американские экспортеры СПГ также являются сторонниками долгосрочных сделок.
Эти долгосрочные контракты, скорее всего, являются плохой новостью для развивающихся стран, которые вряд ли могут позволить себе цены, по которым заключают договоры европейцы и китайцы.
Цены на СПГ могут немного снизиться, когда – или если – ЕС удастся заполнить свои газовые хранилища до 80 процентов к ноябрю. До тех пор у развивающихся стран, решивших присоединиться к энергетическому мейнстриму, возглавляемому Европой, и переключиться с угля на менее загрязняющий газ, мало надежды на облегчение.