Киноподборка: новая Румыния
Новая румынская волна — феномен, очаровавший фестивальный мир во второй половине 2000-х и по-прежнему фиксирующий важные вывихи современного постсоциалистического западного общества. Изобразительный и повествовательный аскетизм нового румынского кино — следствие неприязни к пафосному советскому кинематографу и скудости бюджетов. Главными темами новой Румынии стали структуры власти и общественных отношений, а также отношения с тоталитарным прошлым страны и его последствиями, а характерными приемами — мрачный, иногда абсурдистский юмор и бескомпромиссный реализм.
«Смерть Господина Лазареску». Кристи Пую. 2005
Путешествие старика (с говорящим именем Данте Ремус Лазареску) в машине скорой помощи по больницам, откуда его отфутболивают, соткано из бытовых деталей, бытийных отсылок и черного юмора. Одиночка, не вписывающийся никуда, кроме смерти, обречен (благодаря доктору по фамилии Ангел) на посмертное воскресение.
Почему именно это кино: фильм Кристи Пую засвидетельствовал рождение «новой румынской волны». Определил отдельность и общность молодых режиссеров, запечатлевших постреволюционную реальность Румынии.
«12:08 к востоку от Бухареста». Корнелиу Порумбою. 2006
22 декабря. 16 лет прошло после революции. В небольшом городке в Румынии все ждут прихода Рождества. Пенсионер Пискочи готовится провести очередное Рождество в полном одиночестве. Учитель истории Манеску пытается рассчитаться со своими долгами. А Ждреску, владелец местной телевизионной станции, похоже, совсем не заинтересован в грядущих праздниках. Для него пришло время разобраться в истории. Вместе с Манеску и Пискочи он пытается найти ответ на вопрос, на который не может ответить вот уже 16 лет: все-таки была у них в городке революция или нет?
Почему именно это кино: бесстрастный, на первый взгляд, хроникер повседневности, Порумбою взорвал эту румынскую повседневность в телевизионной реальности ток-шоу, где с помощью звонков телезрителей реконструировались события декабрьского дня 1989 года.
«4 месяца, 3 недели и 2 дня». Кристиан Мунджиу. 2007
Румыния, 1987 год. Последние годы коммунистического режима Николае Чаушеску. Студентки Отилия и Габицэ — соседки по общежитию. Габицэ беременна. Аборты запрещены и являются уголовным преступлением. Подруги с трудом собирают сумму, необходимую для нелегального аборта. Отилия снимает номер в дешевой гостинице. Днем у нее запланирована встреча с неким господином Бебе. Обеим девушкам предстоит впервые пройти через подобное испытание.
Почему именно это кино: «субъективная история коммунизма в Румынии» (так говорил режиссер фильма) заостряет взгляд зрителей на жертвенности, преданности тех, кто образует зону солидарности в самые темные времена.
«Хочу свистеть — свищу!». Флорин Шербан. 2010
Силвиу 18 лет. Через пять дней он должен выйти из исправительно-воспитательной колонии. В это время его мать, вернувшаяся домой после длительного отсутствия, хочет увезти с собой в Италию младшего брата, о котором заботился Сильвиу. Во время пребывания в колонии Силвиу знакомится с соцработницей Аной и влюбляется в нее. За несколько дней до освобождения Сильвиу не выдерживает — захватив в заложницы девушку, он требует позвать мать, заставляет ее поклясться, что та не увезет брата, а потом ведет перепуганную Ану пить кофе.
Почему именно это кино: дебют Флорина Шербана был обласкан призами на Берлинале–2010. Две части этого скромного фильма сняты в разном стиле и жанре. Социальная драма внезапно превращается в триллер и мелодраму, совсем не свойственную режиссерам «новой румынской волны».
→ Присоединяйтесь к каналу школы «BBE: кино», чтобы больше узнавать про фильмы разных времен и культур.
#киноподборка_bbe