Найти тему
Свободу мысли!

Как помочь младшему подростку управлять своей мотивацией?

Что делать, если не получается выполнить задание? Как относиться к проигрышу в спорте? Как научиться учиться на ошибках и бороться до конца? Обо всём этом в нашей статье.

Что же такое мотив?

Мотив является сложным интегральным (системным) психологическим образованием. Границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой — намерение что-то сделать, включая и побуждение к этом. Выдающийся отечественный учёный-психолог Е.П. Ильин в своей книге "Мотивация и мотивы" представил структуру этого психологического образования.

Е.П. Ильин. "Мотивация и мотивы". СПб: Питер, 2008.
Е.П. Ильин. "Мотивация и мотивы". СПб: Питер, 2008.

Так как мотив имеет сложную структуру, на мотивацию влияет очень много факторов. Когда родители понимают эту схему, они могут в беседе с ребёнком лучше структурировать его мысли и переживания. Это поможет ребёнку понять, чего ему не хватает, и достичь цели. Сегодня важно учить ребёнка управлять своей мотивацией, чтобы он, образно выражаясь, "не потерял свои важные цели" в нашем сложном мире.

Что конкретно можно сделать, чтобы помочь ребёнку?

Разберём это на примере анализа проигрыша в футболе. На фотографии слайда ниже показано, что конкретно можно сделать, чтобы помочь подростку перейти от обиды в проигрыше к разумному планированию работы над собой.

-3

Если кто-то не знает, что такое SMART-подход к достижению целей, то поясним. Это подход к постановке целей, который помогает выбрать формулировку желаемого результата, дает чувство направления и помогает организовать и достичь целей. Это определённая форма записи целей. Более подробно об этом здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART.

"Я-сообщение" - это описание своих переживаний, "от первого лица". Я например: "я сейчас злюсь", "я напуган", "мне жаль, когда..." и т.п. Подобное прояснение эмоций в семейных отношениях позволяет родителям, в некоторой степени, отсоединиться от своих негативных эмоций, снизить напряжение, предотвратить нарушение контакта с подростками. А подросткам это помогает научиться осознавать эмоции у себя, и лучше управлять ими.

"Ты-сообщение" - это попытка описания переживания другого, направленная на улучшение понимания другого. Ты-сообщение формулируется как предположение; говорящий искренне заинтересован в том, чтобы точно понять состояние другого, и другой высказывает своё мнение об этом предположении. Например: "По-моему, тебе было скучно", "Я думаю, ты злишься, так как...".

"Я-сообщение" и "ты-сообщение" провоцируют диалог. Они помогают подросткам более точно выразить своё мнение, обсудить его с родителями, сделать выводы, поставить цели.

Чтобы анализ ситуации был более наглядным, используйте какую-то схему, на которую ребёнок сможет проецировать свои мысли и переживания. Например, для футболиста это может быть простая схема футбольного поля. Такие схемы часто используют тренеры. Но если ребёнок хочет достичь успеха в спорте, почему бы не иметь такую схему и дома? Особенно, если родители готовы обсудить с ребёнком его матч, помочь разрядить напряжение в доброжелательной семейной обстановке и разобраться в том, что происходит на поле? Это так важно для подростка: получить поддержку в напряжённые моменты и научиться смотреть на себя со стороны!

-4

После постановке целей, важно помочь ребёнку организовать их достижение. Подробнее о том, как это сделать, можно узнать в книге М.А. Лукашенко "Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей": https://www.labirint.ru/reviews/goods/341784/

У подростков быстро меняется настроение, и им зачастую нужна помощь извне, чтобы научиться добиваться важных и полезных целей, научиться настраивать себя на результат, и т.д..

Остались вопросы? Пишите комментарии!

#Поделисьзнанием #топблОГ #родителииподростки #родителишкольников #подростковыепроблемы