Недавно я общался с прекрасным журналистом Надеждой Марковой, которая поинтересовалась моим проф. мнением на горячую тему текущей ситуации.
Когда в Калининградской области начались трудности с транзитом, многие жители региона ощутили беспокойство со стороны близких из «большой» России. Те стали чаще писать и звонить, а кто-то даже советует уезжать. Обо всем этом совместно с Надеждой Марковой мы поговорили совсем недавно.
Яне 34 года, она несколько лет назад переехала в регион. Раз в неделю девушке с расспросами звонит кто-то из бывших коллег.
«Как же мы тут живём, не хочу ли я переехать, что мы едим, и так далее. Слышу нотки лёгкого разочарования, когда отвечаю, что лично я пока никаких изменений в жизни не почувствовала. Магазины полны товаров, бензин есть, айфоны подешевели, туристы по-прежнему отдыхают на наших пляжах». Некоторые Янины друзья передумали лететь летом в гости, но с интересом наблюдают за обстановкой. "Стабильно спрашивают, не летают ли над нами вражеские самолёты. Как будто всё ещё хотят приехать, но не решаются».
Некоторые Янины друзья передумали лететь летом в гости, но с интересом наблюдают за обстановкой.
«Стабильно спрашивают, не летают ли над нами вражеские самолёты. Как будто всё ещё хотят приехать, но не решаются. А есть друзья, которых ничто не остановит. Одна моя подруга летела в гости как раз в тот момент, когда соседи закрыли своё воздушное пространство для наших самолётов. Сейчас, когда началась заварушка с транзитом, она снова взяла билеты в Калининград».
Яна признаётся, что ей нравится чувствовать себя «немножко особенной»:
«На самом деле у нас тут самое спокойное место на Земле. Просто есть некоторый шарм западного анклава».
«Собери тревожный чемоданчик»
25-летняя Дарья до 17-ти жила в небольшом городке в Вологодской области, потом поступила в университет и переехала в Калининград.
«Родственников у меня в регионе нет, поэтому помочь некому в случае какой-то непредвиденной ситуации. Одно время, кстати, я жила в Литве и вернулась в Калининград буквально за неделю до ограничения транзита. Мои родители постоянно смотрят новости по телевизору, поэтому очень переживают за меня и зовут домой».
Даша часто слышит:
«Если начнётся у вас там что-то страшное, возвращайся домой, мы ждём. Собери на всякий случай тревожный чемоданчик, чтобы чуть что сразу взять его и уехать».
«Спрашивают, не кончилась ли еда»
Родственники 25-летней Светланы четверть века живут в Томской области.
«Домой меня не зовут, но немного переживают. Некоторые друзья из «большой» России после просмотра новостей периодически спрашивают, не кончилась ли у нас еда и можем ли мы выехать из области. Я их успокаиваю, говорю, что всё у нас хорошо».
«Съели всех голубей»
Настины друзья спрашивают, действительно ли регион в блокаде. Их волнует, как тут с ценами, с продуктами, нет ли дефицита.
«Давно уже читали новости о том, что нас поляки захватили, но там почти сразу вскрылось, что это фейк. Я отшучиваюсь, что пишу им из окопа и мы уже съели всех голубей, скоро перейдём на чаек».
«Вещи собрать на случай Третьей мировой»
26-летней Анжелике регулярно звонят друзья и спрашивают, не началась ли в Калининграде эвакуация, не объявлено ли военное положение. В последний раз интересовались учениями НАТО и перебоями в поставках.
«Мне сказали, что уже успели вещи собрать на случай Третьей мировой. Я отвечаю, что нашла на карте заброшенные подвалы и буду прятаться там, если что».
«Если вы знаете, что вас будут накручивать — не берите трубку»
По словам калининградского психолога Алексея Хидоятова, «тревожный чемоданчик» у некоторых его клиентов действительно собран. Люди на стадии адаптации к новым ограничениям, как было с ковидом.
«Самые тревожные спрашивают: «Что прямо сейчас делать?» Я отвечаю: «Ничего, работать, воспитывать детей, кормить семью, заботиться о благополучии. Всё то же самое, что мы делали в ковид. Формировать комфорт, адаптироваться к новым реалиям мира».
Как правильно разговаривать с паникующими родственниками?
Успокаивать. Если на нервах сам, то лучше не идти на разговор, перенести его. Как успокаивать? Рассказать о своих планах, целях задачах, о том, что всё схвачено и под контролем.
«Слово «блокада» исторически имеет очень страшный оттенок. Естественно, родственники будут читать новости, беспокоиться и бояться. Нужно объяснить, что турпоток в Калининградскую область растёт. Транзит закрыли не для еды. Можно раз в две недели делать обзвон, говорить, что еда есть, вода есть, работа есть, деньги платят».
Не стоит отказываться от помощи, если родственники хотят прислать деньги или баночку варенья. Это будет приятно и им, и вам.
Как самому не поддаваться панике?
Напоминать себе, «где я, кто я и что со мной в данный момент происходит», опираться на свою текущую реальность.
«Если вы знаете, что вас будут накручивать, то не разговаривайте, пишите сообщения, в них нет интонаций», — дал совет психолог относительно телефонных звонков.