Сегодня завершился IX Форум сотрудничества Китай - Центральная Азия, на котором обсуждалась тема Срединного коридора - транспортного пути, соединяющего Китай с Европой в обход России.
"[Ван И] отметил, что страны намерены углублять сотрудничество, обеспечивать безопасное и стабильное функционирование маршрута «Китай – Европа», способствовать упрощению таможенных процедур, оптимизировать зеленые коридоры для грузоперевозок, ускорять восстановление авиарейсов, обеспечивать целостность цепочек производства и бесперебойность цепочек поставок в регионе."
До введения антироссийских санкций товары было удобно перевозить по северной ветке, через Россию. Они доставлялись по Транссибу и через страны ЕАЭС: Казахстан-Россия-Белоруссия. Страны ЕАЭС объединены Таможенным союзом, который позволяет снизить издержки на таможенные пошлины при транзите через несколько стран.
Однако, после введения санкций появилась необходимость альтернативных маршрутов. Их по плану Китая два, и оба проходят через Центральную Азию. Средняя ветка пути следует через Каспийское море в Азербайджан, и далее по железной дороге в Турцию. Южная соединяет те же Казахстан и Турцию через Узбекистан, Туркмению и Иран.
Казахстан в этом проекте играет ключевую роль, поскольку через него проходят все три ветки Нового Шелкового Пути. Неделю назад, 10 июня Казахстан ратифицировал таможенное соглашение с Турцией.
По словам авторов документа, «ратификация соглашения проводится в целях повышения эффективности и сокращения сроков проведения таможенного контроля посредством электронного обмена сведениями по товарам и транспортным средствам, перемещаемых между территориями государств сторон и как результат упрощение процедур таможенного контроля и создания более благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности».
Как видим, речь идет о той самой "оптимизации зеленых коридоров", о которых говорит сегодня на Форуме Ван И.
То есть, чем дальше, тем явственнее становится, что Союз тюркских государств - это китайский проект. Это совсем не значит, что Китай придумал его и предложил турецким лидерам. Однако, без работающих средней и южной веток НШП эта задумка осталась бы проектом на бумаге. Даже военный успех Турции во Второй карабахской войне не смог сгенерировать в странах Центральной Азии политическую волю, достаточную для реальной, а не формальной организации в единый союз пяти тюркских государств. До недавнего времени Организация тюркских государств (ОТГ) была, главным образом, площадкой для культурного обмена.
Китаю политическое объединение этих стран не сулит ничего хорошего. Уже довольно давно организации по правам человека обвиняют Китай в репрессиях этнических уйгуров в Синцзянь-Уйгурском автономном округе. Уйгуры - это тюркский народ. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган несколько раз делал замечания по поводу национальной политики Китая в этом регионе, однако китайские инвестиции для его страны очевидно важнее, чем забота о судьбе уйгуров. Все та же Турция выдавала сбежавших протестантов из Синцзяня по требованию Китая. Казахстан делал то же самое, при этом официальная риторика этой страны, как и соседнего Узбекистана, строится на непризнании этнических репрессий в Китае. Страны слишком зависимы от Китая экономически.
Если представить, что Турция усилилась в регионе настолько, что смогла присоединить к себе три государства ЦА, политика в отношении Китая в регионе станет более агрессивной, особенно с учетом позиции западных стран, которые используют Синцзянь для демонизации Китая. Союз тюркских государств во главе с Турцией, которая при Эрдогане демонстрирует амбиции по возрождению Османской империи, ни в коем случае Китаю не выгоден. Это стало бы стратегическим поражением в регионе. Совсем другое дело - экономический союз этих стран. Такой союз, построенный по аналогии с ЕАЭС, т.е. оформленный как единая таможенная зона, полностью соответствует глобальному проекту Китая "Один Пояс, Один Путь". Товары через него могли бы попадать в Европу, минуя Россию, оказавшуюся под санкциями, с меньшими затратами на транспортировку.
И вот на очередном саммите Организации тюркских государств (ОТГ) в ноябре 2021 года был принят стратегический документ "Видение тюркского мира 2040", где была заявлена, например, такая цель:
— Создать непрерывную, интегрированную, эффективную, быструю и устойчивую мультимодальную связь между государствами–членами путем упрощения и гармонизации таможенных и транзитных процедур при пересечении границ.
По сути, речь идет о создании альтернативы Таможенному союзу ЕАЭС, замкнутой на Турции. Тюркские государства выстраивают свой Союз вдоль Нового Шелкового Пути. Так когда-то Русское государство возникло на Пути из варяг в греки. Именно Новый Шелковый Путь становится драйвером для реального объединения этих стран, а вовсе не их стремление к политическому объединению в интересах амбициозной Турции. И именно в этом смысле можно сказать, что проект Туран - это китайский проект.
Безусловно, в этом проекте есть определенного рода риски, ведь Турция остается членом НАТО. Способствуя интеграции стран ЦА с Турцией, Китай рискует получить проблемы в Синцзяне. Такого рода объединение неизбежно будет сопровождаться всплеском пантюркистских настроений, который будут использовать популистские движения. Это может усилить сепаратистские настроения в регионе, пойдет эскалация, начнутся массовые протесты и приграничные конфликты. К тому же, уйгуры - не единственные тюркские народы, проживающие локально в Китае. Логично ожидать поэтому, что Китай, одной рукой способствуя экономическому объединению стран ЦА, другой будет сдерживать политическую активность Турции в регионе.
Кроме того, Турция, оставаясь членом Североатлантического Альянса, является также потенциальным военным противником России. Позиции РФ в ЦА остаются сильными, хотя и значительно ослабленными со времен распада СССР. Поэтому Россия будет поддерживать Китай в политике сдерживания активности Турции в регионе. То же касается и Ирана.
Через Иран, помимо пути Восток-Запад, разрабатывается также путь Север-Юг, инициатором которого выступает Россия. Интересы ЕАЭС (с которым у Ирана подписано соглашение о зоне свободной торговли, и вопрос о членстве которого в Союзе приобретает все большую актуальность) и ОТГ не столько конкурируют, сколько сочетаются. Если бы не членство Турции в НАТО, вполне вероятно было бы расширение ЕАЭС за счет не только Ирана, но и всех членов ОТГ, включая и Турцию. Такой "Союз союзов" был бы выгоден экономически всем странам, а политически означал бы установление гегемонии Китая в Евразии.
В Турции это понимают, хотя очевидно для них так же и то, что, задумай они покинуть Альянс (особенно в текущих условиях) это может повлечь за собой разрыв и экономических соглашений в ЕС. Например, может последовать исключение Турции из "Таможенного союза между Европейским союзом и Турцией", который действует с 1995 года.
Станет ли вопрос членства в НАТО для Турции актуальным, будет зависеть в первую очередь от экономической выгоды, а она, в свою очередь, зависит от объемов транспортируемых по этому пути товаров. Чем больше зон нестабильности будет в Индийском океане, или Южно-Китайском море, тем актуальнее будет для Китая сухопутный Шелковый Путь. В этом смысле России выгодно усиление конфликта между Китаем и недавно образованным военным блоком AUKUS (США, Великобритания, Австралия). С другой стороны, США, напротив, заинтересованы в контроле Китая через морские транспортные пути, и сухопутная альтернатива им в этом только мешает, поэтому в их интересах создавать нестабильность в регионе Центральной Азии.
Как видим, Новый Шелковый Путь затрагивает всех ключевых игроков глобальной шахматной доски. По сути, сегодня это главный проект, который будет определять расстановку сил в меняющемся мире.