Найти тему
НУАР-NOIR

Если бы Гойя снимал кино

-2

В связи с фильмом «Чёрный хлеб» грешно не вспомнить великого испанского художника хотя бы потому, что в 2010 году эта кинокартина получила девять наград в разных номинациях культурной премии его имени. Впрочем, в фильме есть явная перекличка с «Капричос» («Причудами») - серией офортов, содержащих мрачную иронию по поводу социальных и нравственных порядков, царящих в обществе.

Создатель фильма Агусти Вильяронга («За стеклом», «99.9») стоял у истоков и современных испанских триллеров, и иберийского нуара, как глобального культурного явления. Его фильмы – это штучный товар, в котором режиссер задается «неудобными вопросами». На повестке обсуждения может оказаться жесткость или иррациональные страхи. В «Чёрном хлебе» он обращается к проблеме лицемерия и предательства.

Сюжет разворачивается в очень странное для Испании время, когда в стране уже закончилась гражданская война, но Вторая мировая ещё не началась, а потому в обществе были некие иллюзии и тайные надежды на нормализацию жизни, хотя и не все принимали сторону новых властей.

Каталония вообще известна своими автономными устремлениями и симпатиями к левым партиям, что подчеркивалось акцентированным сопротивлением франкистам. Хотя в любое время в любом социуме происходит преступления. Лента начинается с демонстрации одного из таких.

В лесной чаще жестко убит один из жителей сел, его повозка сброшена в пропасть, в итоге разбился спрятавшийся в ней мальчик. Тела погибших находит юный Андреа, зовёт на помощь. Но в данном случае это те самые благие намерения, которыми вымощена дорога в ад. Став свидетелем, он навлекает кучу неприятностей на свою семью.

Раннее взросление и постижение детьми взрослых тайн роднит «Чёрный хлеб» с таким резонансными проектами как «Белая лента» (2009) и «Отражающая кожа» (1990). Здесь очень важны цветовые аллюзии. «Чёрный хлеб» - это символ бедности, того самого состояния, которого взрослые не желают своим детям.

По этой причине они готовы лгать, идти на предательство, нарушать заповеди. Преступное лицемерие проникло во все уголки малых городов и крупных сел. Двоемыслие становится образом жизни. С одной стороны, можно говорить об идеалах, но в то же самое время идти на страшные преступления.

Кадр из фильма «Чёрный хлеб» (2010)
Кадр из фильма «Чёрный хлеб» (2010)

По этой причине двоякое прочтение обретает некий мифологический персонаж. Кому-то он видится народным мстителем, прячущимся в горах. А кто-то его полагает чудовищем, человеком-птицей, способным на самые ужасные вещи.

Кадр из фильма «Чёрный хлеб» (2010)
Кадр из фильма «Чёрный хлеб» (2010)

Юный Андреа шокирован тем, каким на самом деле является «мир взрослых». Он вызывает приступы омерзения и отторжения. А потому мальчик сам решается на предательство, ибо в мире лгунов оное не может быть чем-то предосудительным. И здесь невольно всплывают в памяти образы из «Капричос», связанные с «неправильным детством».