Вопрос.
,,Отслеживаю мысли негативные и эмоции достаточно быстро, но вот с нейтральными что делать, когда просто иду их большой поток, а в состояние такое, как в шаматхе, войти не могу или только на короткое время. Если начинаю следить за дыханием, то вообще плохо начинаю воспринимать реальность. Вот при шаматхе, вроде, и медитируешь, но понимаешь происходящее, то есть не уходишь в забытье, при этом не думаешь об этом, в жизни повседневной редко так получается".
Ответ.
Шаматху качественно можно делать только во время специальных сессий, потому что это искусственное действие с умом. Оно не естественное, как пребывание в ригпа. Поэтому большой поток мыслей в обычной жизни это нормально. Мы имели возможность целиком погрузиться в практику, поэтому, к примеру, идя на прогулку, шли до тех пор, пока могли сохранять осознанность. Когда запас пространства, набранный в последней сессии, заканчивался и уровень осознанности падал, мы останавливались, возвращались в состояние осознанности и гуляли дальше. Если осознанность не возвращалась на достаточный уровень, то шли домой и делали следующую сессию.Таким образом ум знал, что уйти из под контроля ему не удастся.
Также вместо обычной прогулки мы делали медитацию при ходьбе, отслеживая, как поднимается и опускается ступня.
Следить за дыханием можно только во время сессии, в обычной жизни это не совместить с действиями тела.
-----
Вопрос.
,,Когда в шаматхе приходит мысль я её обнаруживаю и она исчезает, но ощущение складывается нахождения на страже, что ли, это правильно? Ведь мысли должны просто приходить и уходить, но обращая внимание на мысль, она растворяется, то есть это всё таки некое усилие, бдительность"
Ответ.
Да, всё правильно. В шаматхе присутствует двойственность объекта и субъекта, поэтому есть сторож и бдительность.
Мысли свободно растворяются в изначальное пространство ума только при практике Махамудры и Дзогчен, а для этого нужна устойчивая реализации состояния знания природы ума, ригпа . Это уже следующий этап Пути.
-----
Вопрос.
,,Ещё ловлю себя на том, что когда ум в шаматхе успокаивается, состояния иногда очень хорошие, в том числе безмыслия, начинаешь за такое состояние цепляться, в следующей медитации хочется его снова. И когда не достигаешь, то разачаровываешься)"
Ответ.
Это у всех так и это нормально для человека, хотеть, как приятнее. Нам Гуру все время говорил практиковать без ожиданий. Но это невозможно...
P.S. Вышла отличная книга Дзогчена Пенлопа Ринпоче ,,Спасение от эмоций ".
https://vk.com/wall-153126026_11478