Найти тему
Живая Средняя Азия

Памирский тракт: когда была построена самая сложная дорога в Средней Азии?

Русское завоевание Средней Азии было продиктовано геополитическими, а не экономическими причинами. И до того, как в этом крае не было заведено хлопководство, его покорение экономически себя не оправдывало. Армии требовали денег, а их содержание обеспечивали трудолюбивые русские крестьяне.

Тем не менее, присоединение этого огромного региона было важным по соображениям безопасности. А потому, сразу после того, как оно состоялось, были поставлены пограничные посты в Памирских горах. Это было важно, чтобы предотвратить проникновение сюда английских шпионов и диверсантов.

Но горные заставы с малочисленными гарнизонами требовалось как-то снабжать. А постоянно на них сидеть не могли даже самые нелюдимые офицеры и солдаты. Именно поэтому уже в 1870-х годах началось сооружение дороги, соединявшей Ферганскую и Алайскую долину – два важных земледельческих региона этой земли.

Старый Памирский тракт, протяженностью всего 88 верст (около 94-х километров) был проложен именно тогда. И это было сделано в такой тайне, что о его существовании не знали не только потенциальные противники – британцы, но и даже служившие тут офицеры. Один из них оставил на перевале памятный знак в 1903-м году о том, что кем-то и когда-то здесь была построена дорога…

Итак, старый Памирский тракт – это всего лишь 94 километров, соединяющих юг Киргизии и Фергану. Это старая, еще имперская грунтовка. Памирский тракт в узком смысле – это дорога, соединяющая киргизский Ош и таджикский Хорог. По прямой между ними три с половиной сотни, по дороге – чуть более 700 километров. Наконец, в широком смысле, Памирский тракт соединяет южную столицу Киргизии, город Ош, с Душанбе. И даже продолжается до Мазари-Шарифа, расположенного на севере Афганистана. В 21-м тысячелетии его соединили с Каракорумским шоссе – такой же высокогорной транспортной артерией, которая проложена в соседних регионах Китая.

В таком случае общая протяженность составляет примерно 1 252 километра. Точное расстояние установить сложно, поскольку в некоторых местах существует несколько альтернативных импровизированных путей, которые никто не строил, но используют местные жители.

На киргизской части или поблизости от Душанбе Памиркий тракт заасфальтирован, хотя и находится в плохом состоянии. Но в основном, это обычная грунтовка – скажите спасибо, что не козья тропа. Эрозия, землетрясения, оползни и лавины могут прервать сообщение в любой момент, и поэтому в зимнее время этот путь стараются не использовать.

-3

На перевале Ак-Бактал в Таджикистане находится высшая точка тракта. Там вы легко можете подышать чистым горным воздухом на высоте 4 655 метров. Таким образом, это вторая по высоте дорога в мире – после уже упомянутого шоссе в Поднебесной, чья наибольшая высота будет выше примерно на 30 метров. С другой стороны, восточная часть Памирского тракта никогда не опускается ниже 3 500 метров.

Самый старый, сравнительно низкий участок, был нужен для снабжения и переброски войск в самое горячее время так называемой Большой игры. Но основная часть тракта, построенная в 1930-х годах, использовалась как для охраны афганской границы, так и для снабжения. Это позволило обеспечить доступ к малым народам Памира, которые являются таджикам лишь дальней родней. А многие места впервые удалось заселить.

-4

Памирский тракт десятилетиями используется афганскими и таджикскими мафиози, которые доставляют сыпучие субстанции из Афганистана. Тут можно увидеть трудолюбивых китайских водителей, которые везут на продажу свои товары. Помимо этого, тут настоящий заповедник для туристов, которые съезжаются из всех постсоветских стран. Такую первозданную дикую природы вы не увидите буквально нигде в мире.

#таджикистан #средняя азия #логистика #горы #дороги

Средняя Азия
0