29 июня 1947 года. На сцене музыкально-драматического театра им. П.А.Ойунского - премьера первого национального балета «Полевой цветок» на музыку М.Жиркова и Г.Литинского по мотивам сказки Элляя «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», по либретто Суоруна Омоллона. Зрители с замиранием сердца услышали звуки чарующей и завораживающей музыки Марка Жиркова, вобравшей в себе очарование народных мотивов и великолепие классической музыки. Сказка-балет уносит их в удивительный мир грации, отточенных изящных движений, полета души. И музыка, и исполнители, и даже сами зрители будто парят в воздухе, оставляя все земное, окунаясь в небесное волшебство танца…
На сцену, словно невесомая пушинка, словно нереальное, неземное видение то ли выплывает, то ли влетает необыкновенная девушка – нежный «Полевой Цветок». Она кружится, взлетает, то радуется, то грустит, красивый взмах ее руки будто распахивает двери иного загадочного магического мира. Это танцевала первая якутская балерина Аксения Посельская.
Удивительная судьба этой балерины полна трагизма, хотя она купалась в любви зрителей и славе, ее уважали как зачинательницу нового направления в искусстве Якутии, стоявшей у истоков рождения якутского балета.
Об Аксении Посельской написаны книги, много воспоминаний, статей. Они все отражают блеск ее славы, заслуг и достижений и чуть-чуть дают ей характеристику как целеустремленному и многогранному человеку.
А какой же она была не как великолепный педагог и организатор, не как талантливая и успешная балерина? Кого любила? От чего страдала?
Для кого-то она была требовательным педагогом. Кто-то вспоминает ее жившей лишь своей работой, без остатка преданной своему делу и искусству. Кто-то помнит ее хрупкой, почти беззащитной девочкой, попавшей под страшное, со скрежетом ломающее человеческую душу, колесо репрессий.
В своем романе-эссе «Жизнь и судьба моя» народный писатель Якутии Василий Далан посвятил Аксении Посельской одну небольшую главу. Глава называется «Лучик света и нежности». У Далана тоже была сложная судьба, он и сам познал все тяготы ложных обвинений и годы заключения.
«… Я увидел ее через выскобленную в тщательно нанесенном на оконное стекло толстом слое известки щелочку. - Балерина! Балерина идет!- зашумели в камере. «Откуда же взяться здесь балерине?» - удивляясь про себя, протолкался к окну и успел увидеть сзади черноволосую, очень стройную, изящную женщину. «Кажется, якутка. Кто бы это мог быть?» Профессия балерины даже сейчас не очень распространена среди якутов, а тогда это была вообще немыслимая редкость.
Вскоре, пройдя через все тюремные стены, неизвестно откуда и кем принесенная, облетела всю тюрьму весть: «Башаринцы убили Сюльского». Вам уже известно, как бывший министр просвещения С.С.Сюльский пришел к нам в институт, как незаслуженно поставил мне «тройку» перед самым арестом. И вот, накануне майских праздников 1952 года Сюльский был обнаружен убитым.
В 1950-х годах учительство занимало видное место в жизни республики, составляя чуть ли не всю ее интеллигенцию. И трагическая смерть бывшего министра просвещения взбудоражила всю республику, добавив еще одну гирю к ногам утопляемых «башаринцев».
Как пишет бывший председатель Совета Министров Якутской АССР В.А.Протодьяконов, секретарь Якутского обкома ВКП(б) В.П.Лямов прямо и открыто обвинил в убийстве Сюльского «башаринцев», срочно созвал административный отдел и представителей органов на совещание, поставил перед ними задачу во что бы то ни стало раскрыть это дело. Таким образом, уголовное дело попало в руки МГБ. По подозрению в соучастии были арестованы и брошены во внутреннюю тюрьму МГБ балерина Ксения Посельская, артист А.Ефремов, рабочий театра Сивцев. Следователи МГБ пытались состряпать политическое дело. Все должно было соответствовать гипотезе органов МГБ: «башаринцы» имели не только антисоветские националистические агитационные группировки, но и террористические...
Вот так, пройдя чистилище внутренней тюрьмы, попала в общую якутская балерина.
Первая якутская и очень талантливая балерина К.В.Посельская была родом из Чурапчи. Училась искусству танца в Москве. К бедной, неимущей, порой голодающей, но красивой и милой девчонке стало проявлять благосклонность начальство, приезжающее из Якутска. В итоге она осталась матерью-одиночкой. После учебы только начала работать - новое несчастье.
Нам всем было так жалко молоденькую, изящную, словно выточенную искусным мастером из дорогого камня, Девушку, это прекрасное видение, сверкнувшее солнечным лучиком в нашем мрачном логове», - написал в своей книге Василий Семенович.
В конце повествования о первой балерине Далан говорит: «А в наших душах это хрупкое создание, ясный лучик зажег уверенность: раз даже такой прекрасный и нежный цветок выдерживает в тюрьме, то мы, мужчины, выдюжим все».
Через боль утраты и страшные два года тюрьмы прошла хрупкая, но сильная духом, совсем еще молодая Аксения. Когда вышла из заключения, ей было 30 лет. В своих воспоминаниях Далан несколько сгустил краски в отношениях Сюльского и Аксении, проявив негатив по отношению к политическому деятелю.
Что же связывало ее, молодую, подающую надежду балерину и наркома просвещения, министра образования ЯАССР Семёна Семёновича Сюльского?
О Семене Сюльском (Алексееве) современники вспоминали так: «Семен Сюльский был ярким политиком, неординарной личностью и очень известным человеком. Педагог, нарком просвещения, министр образования ЯАССР Семен Сюльский сыграл заметную роль в развитии образования и культуры родной республики. Его жизнь - часть истории якутского народа. Убит в мае 1952 года - в возрасте 44 лет. Мотивы и истинные убийцы не были установлены. Уголовное дело осталось не раскрытым».
Многие о нем говорят, что Семен Семенович был человеком от природы интеллигентным, обладающим внутренней культурой, истинным носителем просвещения.
В 1940-1944 годах Аксения Посельская обучалась и работала в отделении танца в Якутском музыкально-вокальном коллективе при Якутском драматическом театре. Ее первые танцевальные шаги начались с участия в музыкальных драмах «Нюргун Боотур» и «Сайсары». С 1941 года Аксения Посельская стала систематически заниматься классическим танцем и характерными уроками под руководством опытного педагога-балетмейстера И.А.Каренина. Она обучалась у О.Г.Зиминой, С.В.Владимирова.
В 1944 году одаренную от природы Аксению отправили на двухгодичные курсы в Московское хореографическое училище, она обучалась под руководством народного артиста СССР Н.И.Тарасова и балетмейстра Н.Т.Обидковой.
В это время Семен Сюльский работал начальником Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Якутской АССР, затем учился в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). Сюльский был женат и растил двоих сыновей.
Аксения и Сюльский встретились в Москве. Семен Семенович проходил обучение в Высшей партийной школе. Как старший товарищ, как начальник Управления по делам искусств, Сюльский опекал и поддерживал молодую балерину. Но эта встреча была роковой, 36-летний Семен Семенович влюбился в прекрасную и нежную, одухотворенную и талантливую девушку. Любовь была взаимной. Чувства, внезапно вспыхнувшие, навсегда связали умного безупречного, достигшего определенных высот в политике Сюльского и совсем еще молоденькую, полную ослепительного обаяния Аксению. В апреле 1946 года у них родилась дочь Наталья, в этом же году Сюльский и Посельская с дочкой вернулись в Якутск.
Аксения стала солисткой балета музыкального театра-студии, музыкально-драматического театра им. П.А.Ойунского. А Сюльский в 1946 году был назначен министром просвещения Якутской АССР.
Семен Семенович ушел из первой семьи. Несмотря на всякие пересуды и косые взгляды, Сюльский и Посельская жили вместе, пока трагическая гибель Семена Семеновича не разлучила их. Как вспоминают знавшие Аксению, она очень любила Сюльского, эта была любовь всей ее жизни…
После смерти Сюльского жизнь Посельской изменилась. Но Аксения стойко перенесла все невзгоды и состоялась как балерина, как педагог и оставила после себя долгую добрую память.
Два года Аксения находилась под следствием по ложному обвинению и подозрению в соучастии в убийстве Семена Сюльского. Не было ничего абсурднее, чем обвинить в преступлении саму потерпевшую, потерявшую любимого человека. К тому же у нее была маленькая дочка.
После амнистии Посельская уехала в родные края, некоторое время работала художественным руководителем в школе в родном селе Диринг Чурапчинского района.
В 1957 году Посельская снова вернулась на сцену, работала артисткой балета. Многие тогда говорили, что как-то сник прекрасный «Полевой цветок», в ее лучистых бездонных глазах навсегда поселилась тихая печаль. В каждом ее танце выражалась тайная боль души. Но она пересилила себя, сквозь ненависть к той реальности, которая лишила ее любимого человека, и извратила их чистые, светлые отношения, шла к своей цели – становлению якутского танцевального искусства. Быть может, она стала чуть жестче и требовательнее к себе, к своей работе, к воспитанникам. Возможно, в сердце нежной и по-детски беззащитной балерины остались лишь любовь к дочери и трепетное отношение к искусству, которые дарили ей счастье. Посельская окунается с головой в творческую деятельность.
В 1960-1964 годах Аксения организует балетную студию при музыкально-драматическом театре и становится педагогом-репетитором балетной труппы. В эти годы она увлекается постановочной деятельностью.
В 1959-1961 годах снова стажировалась в Москве, но уже как педагог балетного искусства. Аксенией Посельской были поставлены уникальные, своеобразные танцы, носящие в себе магию древних ритуальных движений: в опере «Ньургун Боотур» М.Жиркова и Г.Литинского, музыкальной сказке «Долина стерхов» Г.Григоряна, оперетте «Цветок севера» Г.Григоряна, драматических спектаклях «Красный шаман» и «Лоокуут и Нюргусун». Как отмечали специалисты, ее танцы отличались особой хореографией, лиричностью и слаженностью. Аксения Васильевна поставила знаменитый мистический «Танец узоров» по С.А.Звереву-Кыыл Уола. В этом танце ожили позабытые, запрятанные в глубине веков, тайные движения, почти ритуальные действия. Она открыла новый путь развития якутского танца.
Как истинный служитель искусства, посвятившая всю себя красоте и волшебству танца, Аксения Васильевна считала своим долгом помогать развитию самодеятельных коллективов и оказывала помощь сельским клубам. Выезжала в Чурапчу, Усть-Алдан, Верхневилюйск и другие районы, собирала талантливую молодежь, ставила танцы, увлекая их в мир прекрасного. Все, чего касалась, балерина доводила до высокого уровня. Танцевальные коллективы, с которыми работала Посельская, стали известными, занимали призовые места в различных конкурсах, удостоены наград, заслужили любовь и признание зрителей.
В 1966 году по инициативе А.В.Посельской, с ее легкой руки открылось хореографическое отделение в Якутском республиканском культурно-просветительном училище. Возглавила это отделение сама Аксения Васильевна, которая имела богатый опыт работы в театре. Весь учебный процесс строился на собственном опыте балерины, на ее творческой инициативе.
Педагогический талант Аксении Васильевны Посельской за 20 лет работы поднял хореографическое отделение Культпросветучилища на высокую ступень. Шаг за шагом совершенствовалась учебная программа. Кроме режиссуры танца Аксения Васильевна настояла на введении предмета «Актерское мастерство», перевода учебного процесса к бригадной системе обучения. Квалификационная комиссия из Улан-Удэ выделила особую методику А.В.Посельской, ее подход к выбору репертуара, особенно - комплексный подход к изучению нескольких предметов в одном.
До конца своей жизни Аксения Посельская преподавала классический танец и композицию в своем родном хореографическом отделении.
Аксения Васильевна ушла из жизни в 1982 году, оставив яркий след в истории якутского искусства и балета.
Имя первой балерины присвоено Якутскому хореографическому училищу, детской музыкальной школе села Диринг Чурапчинского улуса.
Ее дочь, Наталья Семеновна Посельская, продолжила дело своей матери. Наталья стала известной балериной, хореографом, как и Аксения Васильевна, стала основателем Якутского хореографического училища, которое по инициативе Натальи Посельской открылось в 1995 году. Традиции, заложенные когда-то Аксенией Васильевной, продолжаются в стенах этого учебного заведения.
Особенный якутский классический танец и сейчас завораживает зрителей, открывая таинственный мир северного танца, в котором вплетены и классика, и исконные традиции.
Когда на сцене исполняют танец, возможно, за кулисами незримо присутствует Та, которая когда-то вызывала восторг поклонников легкостью точеной фигурки, порхающей по сцене, словно мотылек, нежностью и чистотой души, незабываемым взмахом и движениями белоснежных тонких рук, которые рисовали в воздухе магические знаки и узоры, открывающие загадочный вход в потайной дивный мир танца, заставляющего душу подняться ввысь, к неведомым высотам, где обитают божества и чистейшие существа…
Варвара КОРЯКИНА