Стив Вай рассказал, как он слушал только Led Zeppelin, когда только начинал открывать для себя рок-музыку, и заявил, что большинству рок- и металл-гитаристов было бы полезно познакомиться с музыкой вне рамок выбранного ими жанра.
Хотя Стив Вай почитается в рок-кругах как за свою игру, так и за композиторское мастерство, уроженца Лонг-Айленда трудно назвать стереотипным представителем жанра. Напротив, как и в случае с его другом, коллегой и бывшим наставником Джо Сатриани, музыка Вая часто оставляет условности рока позади, выходя за его границы, иногда принимая форму, которую невозможно втиснуть в рамки какой-либо одной установленной музыкальной традиции.
Несмотря на это, Стив Вай, как и многие из нас, начал свой путь фаната с увлечения рок-гигантами — в случае Вая это были Led Zeppelin, как он вспоминал во время пресс-конференции на Hellfest в этом году. Вай рекомендует расширять музыкальный кругозор за пределы выбранного жанра и вспоминает, как благотворно повлияло на него как на музыканта копание в фонотеке Музыкального колледжа Berklee, а позже и изучение различных этнических музыкальных традиций мира:
«Я помню, когда я был молод и открыл для себя Led Zeppelin, я слушал только их. Это было всё, больше ничего хорошего я не слушал. Пока мой друг не познакомил меня с Queen, Deep Purple, со всеми великими исполнителями, потому что я зациклился. И тогда я понял, какие сокровища музыки существуют.
Когда я учился в музыкальном колледже Berklee, вот тогда я много чего для себя открыл, потому что у них была музыкальная библиотека. Я пришёл туда, и у них было всё: я мог слушать все классические вещи, все записи Beatles, которых у меня никогда не было, всего Стравинского.
Некоторые музыканты могут создать своего рода психологический барьер от того, чтобы слушать экзотическую музыку. Я рекомендую вам это сделать. Должен сказать, что это может очень сильно повлиять на вашу музыку. Я записал альбом под названием "Alive In An Ultra World"...
Идея заключалась в том, чтобы создать концертную пластинку с новой музыкой, причём каждая песня была написана для определённой страны, основываясь на культурной музыкальной традиции этой страны. Так что я могу послушать традиционную японскую музыку, найти гаммы и клавиши, а затем написать песню и применить её в своей рок-группе. И в ней чувствуется японская традиция. Я сделал это, я не знаю, для 20 стран. И большую часть времени мы записывались в этой стране.
Но когда я работал над этим проектом, мне пришлось учиться. Я слушал глубинную культурную музыку со всего мира. И это удивительно, например, в Турции я написал песню под названием "Incantation". И я слушал насыщенную турецкую и болгарскую музыку. Любой металл-артист, который принимает что-то подобное, обретёт вдохновение, чтобы перенести свою музыку в другое измерение. Музыканты должны оторваться от веры в то, что они должны соответствовать чему-либо».