Был у меня в работе заказчик, у которого был бизнес с выручкой в 15 млн в месяц. Цифра заметная, но на встрече выяснилось, что денег на себя иногда банально даже на самое необходимое не хватает. Весь доход уходит на выплаты сотрудникам, кредитов, содержание производства и закупку материалов. Абсурдно, но в то же время реальность. Чтобы такого не происходило, нужно построить чёткую систему, в которой:
1. Есть понятная сложенная бизнес-модель из 7 блоков (продвижение, продажи, продукт, финансы, персонал, стандартизация и автоматизация, технология бизнеса).
2. В модели ясно отражена сила, активы бизнеса (клиентская база, продуктовый портфель, отношения с поставщиками, технология и т.п.).
3. Высокий уровень оцифрованности бизнеса, насколько в бизнесе прозрачны бизнес-процессы и динамику по ним отслеживать через цифры как минимум на еженедельной основе.
4. Понятная сбалансированная система вознаграждения сотрудников, привязанная к сделке за результаты (его внутренние мини-продукты, а не задачи и функции).
5. Ролевое распределение сотрудников, в которых они могут и хотят развиваться.
6. Ежедневное и еженедельное взаимодействие с командой по воронке основного бизнес-процесса создания добавленной стоимости: для сбора трудностей, достижений, выявления лидеров, оценки и анализа динамики роста показателей отчетности и центров ответственности, а также формирования инициатив по росту
В такой системе собственник выступает как инвестор, а не как тягловая лошадь, которая тянет весь бизнес на собственном горбу.