Найти тему

КАК МЫ ПРОЖИВАЕМ СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ

В психологии это состояние называется «фрустрацией».

Понятие фрустрации ввёл Зигмунд Фрейд, и, если говорить простым языком, то фрустрация — это состояние разочарования от неисполненных планов, целей, расстройство от отказа, когда человек не хочет принимать существующую действительность: он и не хочет отказываться от желаемого, но и не может его достичь.

Часто эти переживания происходят со вспышками агрессии, гнева, слез и истерик. Наверняка вы знаете таких людей, когда, если что-то не по его будет, то все, главное в этот момент не попадаться ему на глаза, - он все разрушит!

То есть у человека заблокирована по какой-то причине возможность сделать, как он захотел, и он не может это перенести.

Нормально, что он расстраивается из-за срыва планов, НЕнормальна гипертрофированная усиленная реакция на события. Когда человек возводит свои желания выше всех обстоятельств. Причём это, как правило, желания от самых мелких. Например, не так разложены тарелки в шкафу, не по цвету развешаны сорочки. И начинает подчинять своим желаниям окружающих, выплескивать на них свои реакции гнева. Не важно, виноваты они или нет, или он решил, что это они и виноваты. Он не хочет признавать, что у кого-то могут быть тоже свои обстоятельства, которые идут вразрез с его мнением.

Заметить непереносимость фрустрации можно ещё в детстве, когда ребёнок закатывает истерику если ему купили игрушку не того цвета, пошли не туда, куда он хотел. Он не слышит объяснений, а падает на пол, кричит, привлекая все внимание к себе.

Часто детей к такому состоянию приводят невротичные мамы, которые, вместо поддержки ребёнка, сами неадекватно реагируют на события. Например, малыш упал и испачкался или порвал одежду, и тут начинает мама на 2/3/4/5 летнего ребёнка кричать, что он неряха, что вот теперь будет как поросёнок грязный, ему гулять, а ей стирать.

А ребёнок не понимает ещё, что он сделал не так: он увидел бабочку или птичку и побежал за ней. Ребёнку и так больно и плохо, и мама ещё сильнее усиливает его боль. И так день за днём ребёнка усваивает, что спокойно тогда, когда все идёт по плану родителей, а потом и его, и все предсказуемо.

Он запрещает себе ошибаться вначале для того, чтоб не поругали родители, таким образом, защищая себя от их непредсказуемой реакции. В школьном периоде это уже может быть и реакция на оценку 4, а не на 5. А уж если и в институт не набрал баллы, куда родители хотели, то это катастрофа вселенского масштаба, и не важно, что можно подумать год и передумать или сдать экзамены заново. Нет, надо сразу, здесь и сейчас.

Взрослея, ребёнок сам перенимает это стиль невротического поведения и начинает контролировать все вокруг тотально, избегая неопределённости и минимизируя воздействия внешнего мира на свои решения.

Конечно, не все случаи можно и нужно списывать только на родителей, тут и генетическая составляющая, влияние социума и многих других, важных для ребёнка, личностей.

Но результат всегда один - в основе такого поведения лежит тревога, страх: «А что будет если пойдёт не так как я рассчитал».

Формируется потребность в определенности, и совершенно не воспринимается не определенность.

Далее возникает поляризация: «Хорошо то, что я хотел, то, что я не хотел - всегда плохо».

Человека трясёт, ему невыносимо, он видит катастрофу и считает, что не сможет это вынести.

Сохраняется иллюзия Детского всемогущества: «Должно быть так, как я хотел!»

Родителям, замечая у ребёнка такое поведение, стоит поддерживать тёплом и заботой эти непереносимости, принимать его чувство боли и страха, объяснять, что они рядом, сопереживать, но ни в коем случае не идти на поводу такого поведения ребёнка или выступать активатором данного поведения!

Следует показывать пример на своих реакциях и говорить о том, что изменения — это нормально, и невозможно, да и не нужно, цепляться за один вариант: всегда есть много других возможностей, и на них стоит посмотреть.

#психолог_писарев #психология #психолог #психологонлайн #фрустрация