Операция «Святой Януарий» / Operazione San Gennaro. Италия–Франция–ФРГ, 1966. Режиссёр Дино Ризи. Сценаристы: Адриано Бараччо, Нино Манфреди, Эннио Де Кончини, Дино Ризи. Актеры: Нино Манфреди, Гарри Гуардино, Сента Бергер, Клодин Оже, Тото, Марио Адорф, Фрэнк Вольф и др. Прокат в СССР – с марта 1968. 32,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Итальянский режиссер Дино Ризи (1916-2008) был одним из самых коммерчески успешных кинематографистов Европы («Именем итальянского народа», «Запах женщины», «Призрак любви» и др.), работая в разных жанрах, но преимущественно в жанре комедии.
В этой забавной криминальной комедии преступники решают похитить сокровища Святого Януария, которые хранятся в Неаполе...
Советская кинопресса отнеслась к этой комедии Дино Ризи очень тепло:
К примеру, киновед и кинокритик Георгий Богемский (1920-1995) писал об «Операции «Святой Януарий» так:
«Ризи в «Януарии» посмеивается над некоторыми чертами итальянского… характера, нравов, быта и вместе с тем пародирует голлувудские гангстерские фильмы. Бездушной жестокости американских грабителей он противопоставляет человечность их неаполитанских коллег – они добры душой, почитают родителей и старые обычаи, даже богобоязненны» (Богемский, 1967). Богемский Г. «Операция «Святой Януарий» // Искусство кино. 1967. № 12.
С этим мнением был солидарен и кинокритик Ромил Соболев (1926-1991), который считал, что эта комедия «поразительно смешная и остроумная… Успех комедии Дино Ризи кроется в ином – прежде всего, думается, в ее соответствии жизненной действительности. … Важно – над чем и как именно смеется Ризи. Он не скрывает недостатки своих соотечественников, но их семейные аферы, их суетливость и претенциозность вызывают у него не сарказм, а лишь насмешки. Иное дело – американцы. Их Ризи показывает с иронией злой и беспощадной» (Соболев, 1968: 25). Соболев Р. «Операция «Святой Януарий»// Спутник кинозрителя. 1968. № 3. С. 24-25.
Любопытно отметить, что этот фильм нравится зрителям в XXI веке:
«Несомненно, блестящая комедия! Динамичный, остроумный, легкий... Авторы замечательно иронизируют над многими итальянскими пристрастиями: набожность, футбол, общительность, родственные узы, любовь к своей эстраде... Вообще, фильм смотрится гораздо интереснее многих современных поделок» (Кон).