Найти тему

История Сиде

По легенде город Сиде назван в честь богини плодородия и природы Сиде, что также означает гранат. Рассказывают, что Сиде гуляла по реке Манавгат со своей маленькой дочерью и ее нимфами. Они сорвали цветы и прошли мимо дерева с тонкими ветвями, блестящими листьями и яркими цветами.

Когда Сиде сломала ветку для своей дочери, дерево начало кровоточить. Сиде понимает, что дерево — это нимфа, замаскировавшаяся под дерево, чтобы спастись от злых людей, и ей становится грустно. Она хочет уйти, но ее ноги застряли в земле. С ее ног начинает расти кора, и она начинает принимать форму дерева. Нимфы становятся очень грустными, и их слезы увлажняют корни Сиде. «Я сделал что-то не так, — говорит Сиде, — отныне с моими многочисленными кроваво-красными плодами я буду символом природы, жизни и плодородия. Пусть моя дочь часто приходит сюда, чтобы играть в моей тени. Пусть она не погубит ни одного дерева, может быть, любое дерево или цветок — замаскированный бог». С тех пор гранаты распространились по всему полуострову, а гранаты на монетах и ​​стенах стали эмблемой древнего Сиде.

Слово сторона является анатолийским и указывает, откуда пришли первые поселенцы. Вероятно, это были хетты из Анатолии. Раскопки обнаружили основание базальтовой колонны позднехеттского происхождения, датируемой VII веком до н.э. Возможно, люди поселились здесь после небольшой миграции после разрушения Трои около 1200 г. до н.э. Греческие географы Страбон (63 г. до н.э. - 19 г. н.э.) и Аррианос сообщают, что первые грекоязычные жители пришли из города Киме в западной Анатолии, в 50 км к северу от Измира, и когда они пришли, они не могли понять язык, на котором говорили в этом районе. . Эта колонизация, вероятно, произошла в 7 веке, но кажется, что иммигранты настолько хорошо интегрировались, что забыли свой греческий язык. Несколько надписей 3-го и 2-го веков до нашей эры не могут быть ни интерпретированы, ни переведены. Монеты, датируемые V веком до нашей эры, имеют непонятные знаки, и только во II веке до нашей эры появляются греческие монеты. Кроме того, греческий пантеон, похоже, был забыт, поскольку они поклонялись анатолийским богам в образе богини-матери Кибелы и богини Луны Мен.

Мы знаем, что Сиде был хеттским и входил в состав Лидии в западной части Малой Азии в 7 веке до нашей эры, а в 546 году до нашей эры попал под власть персов. Но город мог чеканить собственные монеты еще в 5 веке до н.э., что предполагает определенную степень независимости. Вероятно, они не слишком любили персов, так как в 333 г. до н.э. они без боя сдались македонянину Александру Македонскому, и с тех пор началась эллинизация на всех фронтах, включая язык, архитектуру и мифологию. Таким образом, Кибела стала греческой богиней Афиной*, а Аполлона заменили люди.

После смерти Александра Сиде сначала попал под власть династии Птоломеев в Египте, а затем под властью династии Селевкидов в Сирии, обе были основаны генералами Александра. Гавань была расширена, и город быстро стал одним из самых важных и богатых городов на южном побережье с населением около 40 000 жителей. В 190 г. до н.э. Сиде стал свидетелем великого морского сражения между флотом с Родоса, поддерживаемым Римом и Пергамским королевством, и флотом сирийского царя Антиоха III под командованием впоследствии известного Ганнибала из Карфагена. Сторона поддержала Ганнибала и Антиоха, но флот с Родоса победил. Однако Сиде удалось держаться подальше от Пергамона и остаться независимым. В этот период Сиде был центром торговли, культуры и образования в восточном Средиземноморье. Например, Антиох VII, взошедший на сирийский престол в 138 г. до н.э. получил образование в Сиде, а позже взял псевдоним Сидетес как напоминание о своих счастливых молодых годах в городе. Другим известным гражданином был врач Мнемон из 3 века до нашей эры.
В I веке до н.э. пираты из Киликии распространились в Памфилию, где Сиде был самым большим и богатым портом. Там была военно-морская база, верфь и самый большой невольничий рынок в Средиземном море, что означало увеличение торговли, но также и плохую репутацию. Стратоний, славившийся своим острым языком и острым умом, ответил на вопрос «какой народ самый худший и самый вероломный?» говоря: «В Памфилии это люди из Фазелиса, но во всем мире это люди из Сиде». Но римский полководец Помпей изгнал пиратов в 67 г. до н.э., и Сиде перешел под власть римлян, и римляне воздвигли несколько памятников и статуй в честь Помпея.

Под римским владычеством Сиде пережил еще один золотой период. С 1-го по середину 3-го века Сиде стал большим городом и резиденцией губернатора провинции. Морская торговля, особенно с Египтом, увеличилась, и импортные товары доставлялись караванами в центральную Анатолию. Они экспортировали оливковое масло, вино и древесину. Сотни магазинов разбросаны по главным улицам и небольшим переулкам. В городе был свой невольничий рынок, и рабы в основном поступали из Африки. Торговый флот был большим, и они не возражали против небольшого пиратства, когда представлялся случай.
Выиграли не только купцы, но и весь город. Большие суммы выделялись на конкурсы и театральную деятельность, на развитие города, социальные и религиозные учреждения. В некоторых надписях сообщается, например, что бесплатные столовые были предоставлены для людей в общественном секторе и для пожилых людей, одна женщина организовала бои гладиаторов, а другая устроила вечеринку для моряков. Большая часть старых зданий и памятников в Сиде относится к этому периоду. В конце 3 века на город напали горские племена, которые в 269 году разрушили акведук, что стало трагедией, так как в городе не было родников. Акведук был отремонтирован семьей Лоллианус. В 4 веке нападения стали настолько серьезными, что части города были заброшены, а через полуостров по обе стороны от театра была построена стена. В 3 веке здесь была христианская община и император Диоклетиан (285-305) начал гонения на христиан. С этого периода также сохранились остатки двух еврейских синагог.

Последний период расцвета Сиде пришелся на времена Византийской империи в 5-м и 6-м веках, когда город стал резиденцией архиепископа западной Памфилии. Некоторые храмы были преобразованы в православные храмы, и город вырос за городскими стенами. В середине 7 века начались нападения арабских пиратов, и все анатолийское средиземноморское побережье стало зоной боевых действий. В то же время гавань засыпала песком. Жители начали переселяться в Анталию, которая была лучше защищена и постепенно переселялась из Сиде. В 9 веке был большой пожар, а в 10 веке арабские пираты устроили в Сиде пиратское гнездо. Землетрясения и посыпание песком нанесли смертельный удар, и Сиде скрылся под песком. Сельджуки поселились к северу от Сиде в 1207 году, османы, другое турецкое племя, захватили власть в 1391 году.

После Лозаннского договора 1923 г. в стране произошла этническая чистка, в ходе которой Греция и Турция обменялись меньшинствами. Турки, изгнанные с Крита, поселились в конце полуострова и основали рыбацкую деревню Селимие - нынешний туристический город. С 1947 года здесь ведут раскопки турецкие археологи, но и местные жители оказались предприимчивыми, и несколько коллекций монет Сиде были проданы частным образом на европейских аукционах. В 1986 году на аукционе было продано 560 серебряных монет середины II века до н.э. весом 8,5 кг.  

В 1970-х годах прибыли первые туристы, а с 80-х годов он стал центром массового туризма. Сегодня Сиде находится в списке охраняемых территорий ЮНЕСКО.