Найти тему

Под напряжением: какие электромобили могут начать выпускать в России

Оглавление

В России на машины с электрическим двигателем к 2030 году должно приходиться не менее 10% от всех произведенных автомобилей. Такая цель заложена в стратегию развития электротранспорта. Пока что на отечественном рынке представлены только иностранные модели, а свои легковые электрокары в стране не выпускаются, но измениться ситуация может уже совсем скоро: геополитическая напряжённость как вносит свои корректировки в планы Правительства, так и служит дополнительным стимулом.

В ожидании альтернативы

По данным ГИБДД, на конец 2021 года в России было зарегистрировано более 90 тысяч гибридных машин и 14,7 тыс. электромобилей. Интерес россиян к экологичному транспорту активно растет, о чем свидетельствуют данные продаж: по итогам прошлого года, было реализовано2254 новых электрокара, что в 3,1 раза больше, чем годом ранее. Однако купить в российских автосалонах можно только машины иностранного производства и брендов: Tesla (и то поставляющихся неофициально), Porsche, Audi, Nissanи других. А на фоне геополитической ситуации даже они оказались недоступны. Наиболее популярные модели: Porsche Taycan, Tesla Model 3, Audi e-tron, Tesla Model Y – подпадают под ограничения на экспорт роскоши, а Nissan Leafпросто перестали поставлять в Россию. Отчасти поэтому сейчас партии электрокаров, ввезенные в страну до марта 2022 года, распродаются на уровне сильно выше рыночных.

Впрочем, уже в ближайшее время в России может появиться альтернатива. Еще в 2021 году Минпромторг объявил о планах наладить в стране производство электромобилей. Весной этого года намерения властей стали яснее: в марте был подписан специальный инвестиционный контракт (СПИК) на выпуск машин с электрическим двигателем, а в мае стало известно, что на бывшем заводе Renaultв Москве могут наладить производство электрических «Москвичей».

Мощный «Эволют»

Уже в этом году в России ждут поставки первой тысячи электрокаров модели «Эволют» от компании «Моторинвест» – именно с ней был подписан первый СПИК. Его стоимость составила 13 млрд рублей. Механизм предназначен для стимулирования вложений в промышленное производство: инвестор обязуется реализовать проект, а государство в обмен гарантирует стабильность условий ведения бизнеса и предоставляет поддержку.

Производство планируется начать на заводе в Липецке. С конвейера предприятия по контракту в течение 11 лет должно сойти более 240 тысяч электрокаров. Такие планы не кажутся заоблачными, поскольку ранее здесь уже выпускались машины Great Wall и Dongfeng и в качестве кандидата на СПИК липецкий проект выглядел наиболее зрелым.

Соглашение предусматривает организацию полного цикла производства (включая сварку и окраску кузова) электроавтомобилей пяти моделей, в основу которых лягут китайские разработки, а также литий-ионных тяговых батарей. Выпуск будет организован в партнерстве с концерном Sokon Group. В линейку войдут седан i-Pro, минивэн i-Van и три кроссовера: i-Jet, i-Joy и SUV.

По своим характеристикам проекты новых машин впечатляют. Например, Evolute i-Jet, сопоставимый по размерам с Nissan X-Trail, получит движок мощностью 693 л.с., что больше, чем у его китайского прототипа Seres SF5, мощность агрегата которого – «всего» 550 л.с. Запас хода составит 500 километров. Мощность SUV еще выше – 695 л.с., а автономность – 750 километров. Параметры остальных чуть скромнее. Например, Evolute i-Joy, концептуально близкий к DFSK Glory E3 (SF-3), обладает вполне традиционными характеристиками для подобных компактных электрокроссоверов – 163 л.с. и, заявленной дальностью хода в 405 километров.

Но самое главное, что речь идет не просто об отверточной сборке. Как рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров, локализация продукции к моменту окончания СПИК достигнет запредельных 5000 баллов по специальной шкале. Для сравнения, у самого русского автомобиля – Lada Granta – уровень локализации составляет 4621 балла. Отсюда – и весьма привлекательная цена. Скорее всего, стоимость SF-3 окажется в вилке от 2,5 до 3 млн, рублей, а цена на старший SF-5 не должна превысить 4 млн.

Возрожденный «Москвич»

Также производство электромобилей планируется наладить на заводе «Москвич», который перешел правительству Москвы от ушедшей из России корпорации Renault. Начаться оно может уже в 2023 году.

Правда, о каких конкретно машинах идет речь, пока неизвестно. По данным СМИ, под маркой «Москвич» могут выпускать китайские автомобили. Так, обсуждается возможность локализации на предприятии автомобилей концерна JAC. Минпромторг и правительство Москвы также ведут переговоры с китайскими FAW и BYD. Электрокар JAC iEV7 уже известен в России – он использовался для проекта каршеринга MoreElectric в Крыму. Похожие автомобили планируют использовать для электрокаршеринга во Владивостоке. Все это соответствует заявлениям столичных властей о том, что на заводе будут производить машины для такси и сервисов аренды.

Если же договоренности с китайскими компаниями достигнуты не будут, производством может заняться «Камаз» – компания стала основным технологическим партнером возрожденного завода. При участии производителя уже разработан проект компактного электромобиля «Кама». Правда, речь в любом случае не идет о воплощении концепта «Кама-1», показанного в декабре 2020 года. Более вероятно, что конвейерная версия будет длиннее (4,4 метра против 3,4), автономнее – с запасом хода до 450 километров против 250, мощнее. Новое исполнение модели планировали представить в 2022 году.

При поддержке государства

В числе кандидатов на заключение следующих СПИК также называются компании «Автотор» и «Алмаз-Антей». Последняя даже представила концепцию собственного электрокара.

Легковая электромобильная платформа концерна, получившая название E-Neva, предусматривает возможность использования как чисто электрической, так и гибридной силовой установки с удлинителем запаса хода в виде газового мотора, не связанного механически с колёсами. Вместо газового мотора можно будет использовать также водородный электрохимический генератор. Совокупная мощность силовой установки будет равна 435 л.с., дальность хода – 463 км, максимальная скорость – 197 км/ч. Вероятно, автомобиль будет оборудован возможностью автономного управления.

Про проект «Автотора» известно чуть меньше. Выпуск электромашин предполагалось наладить там в 2023 году вместе с мировыми концернами. В числе партнеров, например, называлась компания BMW, однако в нынешних условиях это выглядит маловероятным. Зато сотрудничество с Kia и Hyundai все еще можно считать реалистичным и перспективным.

На любой вкус и цену

Упомянутые выше проекты рассчитаны на средней ценовой сегмент и по своей задумке должны быть максимально доступными. Однако есть вероятность, что и премиум-покупатель не останется без электромобилей отечественного производства. Например, Центральный научно-исследовательский автомобильный институт ФГУП НАМИ может выпустить электромобиль под маркой Aurus. Уже сейчас люксовые машины собирают на гибридной Единой модульной платформе, поэтому с переходом на новый агрегат проблем быть не должно, заверяют в компании.

Пока же седан и лимузин комплектуются бензиновым двигателем V8 объемом 4,4 литра с двумя турбокомпрессорами и 62-сильным электромотором. С такой установкой и девятидиапазонным автоматом седан разгоняется до 100 километров в час за шесть секунд.

Кроме того, в 2020 году в России был представлен еще один электромобиль премиального сегмента – «Монарх». Тогда даже начался прием первых заказов. Сейчас на официальном сайте компании есть информация о шести моделях, большая часть из которых все еще находятся на этапе проектирования, а первые две – Concept S и Concept SX – на стадии прототипа. Впереди – разработка и сертификация, так что серийное производство пока все же находится под вопросом.

Были в стране и другие проекты электромобилей. В их числе, например, распиаренный Ё-мобиль, электромобиль на базе спорткара Marussia, Zetta City Modul 1. Все они так и не были полноценно воплощены в жизнь. Хочется верить, что судьба новых проектов будет более успешной, ведь переход на экологичный транспорт – вопрос, от которого будет зависеть наше будущее.

Авто
5,66 млн интересуются