Найти тему
Клиника «Тибет»

Как тибетская медицина пришла на Русь?

Оглавление

История тибетской медицины в России насчитывает много веков. Ее традиция значительно древнее, чем на Западе, который познакомился с тибетской медициной только в 60-х годах XX столетия.

Все началось с монгольского нашествия на Русь в XIIIвеке. В армиях чингизидов было много врачей тибетской медицины, которые помогали воинам восстанавливать силы после сражений и поправляться после ранений.

Первым из монгольских ханов, узнавших о тибетской медицине и оценивших ее по достоинству, был Чингисхан (1167-1227 гг.). Это произошло в 1206 или в 1207 году, когда во время своего похода на тангутов он принял послов буддийского монастыря и имел с ними продолжительную беседу.

-2

В итоге этой беседы он отказался от намерения покорять Тибет силой оружия. Вместо этого было решено, что тибетские монастыри будут присылать ему врачей – это была самая большая ценность, которой они могли поделиться с монголами.

Золото, серебро – этого у них не было. Но такие трофеи можно было добыть и в других местах. А вот наука врачевания, помогавшая сохранять и умножать силы, выздоравливать от тяжелых болезней и ран и жить, не болея – это было действительно ценно. И дать это мог только Тибет.

Внук Чингисхана, Годан-хан (1206-1251) продолжил политику деда в отношении Тибета. При нем тибетские монастыри были обязаны поставлять врачей не только для двора в Каракоруме, но и для войска.

Так было положено начало монгольской военной медицине. Помогла этому болезнь Годан-хана. В 1233 году его разбил паралич, да так, что все его врачи оказались бессильны. Но по слухам был в Тибете великий врачеватель Саджа Гунга Жалсан, который мог вылечить любую болезнь.

Годан-хан срочно послал за врачом экспедицию, и в 1235 году Саджа Гунга Жалсан прибыл в Каракорум и вылечил императора монголов.

-3

Годан-хан принял буддизм (в его тибетской версии) и призывал тибетских врачей в свою армию.

Вслед за ним хан Хубилай (1215 - 1294) в 1269 г. также принял тибетский буддизм, ставший государственной религией династии Юань до середины XIV века.

На этот период приходится так называемое «татаро-монгольское» иго, коренным образом изменившее историю Руси и в итоге приведшее к возникновению нового государства – России со столицей в Москве.

О влиянии татаро-монгольского ига на историю России написано немало, но медицинский вопрос в этом контексте не изучен совершенно.

Между тем тибетские врачи были на Руси уже в XIII– XIVвеках, и это неоспоримо. Просто потому что они были в монгольской армии.

Лечили ли они русских, делились ли с ними своими знаниями – другой вопрос. Возможно, нет, а возможно, и да.

Ведь были нередкие случаи, когда русские князья использовали монгольские войска в междоусобицах, вступали в союзы, не только с военачальниками Орды, но и с ханами. Это показано, например, в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

-4

Да и союз Александра Невского с Ордой – далеко не тайна.

О медицине того времени на Руси мы можем прочитать в дошедших до нас источниках. Местом врачевания обычно служила баня. Врачи назывались «лечцами», а использовали они кровопускание, массаж, накладывание горшков.

Что такое накладывание горшков, хорошо известно. Этот метод применяется и сегодня. Горшки – это медицинские банки из металла, стекла. Но они могут быть и керамическими.

Это та самая вакуум-терапия, или баночная терапия, которой знаменита тибетская медицина.

Нельзя утверждать, что вакуум-терапия была позаимствована лечцами у тибетских врачей. Возможно, они изобрели ее сами. В таком случае это совпадение.

А если нет?

Теперь массаж, но какой? Просто массаж или точечный массаж – одна из «визитных карточек» тибетской медицины?

Ведь именно точечный тибетский массаж – непревзойденное средство снятия мышечных напряжений и спазмов, восстановления сил, энергии, улучшения кровообращения. Никакой другой массаж не может сравниться с ним по терапевтическому эффекту.

-5

Кровопускание – еще один традиционный метод тибетской медицины. Но и здесь возможно совпадение. В конце концов, этот метод использовали не только на Руси, но и в Западной Европе.

Но что несомненно, так это то, что в XIVвеке на Руси появилось много выходцев из Орды, причем высокопоставленных. Они были приняты радушно, наделены землей и дали начало многим знаменитым дворянским родам.

Связано это с тем, что в 1320-х годах хан Узбек (1283 – 1341) сделал государственной религией Орды ислам. И хотя ордынский ислам отличался известной веротерпимостью, первые годы его утверждения, становления в качестве новой религии не могли обойтись без насилия, принуждений и «перегибов на местах».

В результате многие обиженные и те, кто принципиально не желали отказываться от буддизма и переходить в ислам, покинули Орду.

-6

С этого времени начался ее закат и упадок, но это уже историческая тема.

Важно то, что монгольские военачальники, как и хан, не обходились без тибетских врачей, которые вместе с ними поселились на русских землях.

Впрочем, говорить о чистой тибетской медицине к тому времени уже не приходилось.

За полтора столетия в Каракоруме успела сложиться новая медицина – монгольская, возникшая в результате соединения тибетской и китайской медицины, появившейся в столице монголов после завоевания ими Поднебесной.

Но основы тибетской медицины в монгольском варианте сохранились неизменными, хотя и дополнились новыми методами. Несколько изменились составы тибетских фитопрепаратов, ведь флора монгольской степи значительно отличается от флоры Гималаев и Тибетского нагорья. Врачам приходилось искать аналоги среди местных растений, изменять формулы фитопрепаратов, чтобы добиться такого же терапевтического эффекта.

-7

И надо сказать, это им блестяще удалось.

Как позже удалось в полной мере использовать лекарственные растения Забайкалья, куда тибетская медицина пришла в XVII–XVIIIвеках вместе с буддийскими миссионерами.

Это было второе пришествие тибетской медицины в Россию. В 1860-х годах она получила официальное признание со стороны императора Александра II, а за ним императоров Александра IIIи Николая II.

Но это уже отдельная интересная история...