В начале лета президент России Владимир Путин одобрил пятилетний план дорожной деятельности. На 2023–2027 годы перед страной поставлены амбициозные задачи: привести в нормативное состояние 85% опорной сети дорог (а это почти 138 тыс. километров федеральных и региональных путей), построить 46 обходов городов и населенных пунктов, развить перспективные транспортные коридоры. Под эти грандиозные цели будет выделено соответствующее финансирование – 13,2 трлн рублей. Таких денег отрасль, как кажется, не получала никогда. На что конкретно их потратят?
Ускорить темпы
Хроническая нехватка денег на дороги долгое время была главной «болячкой» России. В 1990-е многие трассы из-за этого находились в аварийном состоянии и не ремонтировались с советских времен. В 2000-х более-менее стабильное финансирование удалось наладить, но шло оно в первую очередь на федеральные сети, а региональные и муниципальные пути по-прежнему были далеки от идеального состояния.
К лучшему ситуация выправилась с запуском в 2018 году национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Его цель – привести к 2024 году в нормативное состояние не менее 85% дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, а к 2030-му – не менее 60% местных дорог. Расходы на шесть лет оценивались в 4,78 трлн рублей.
К 2021 году в рамках нацпроекта было обновлено более 66 тыс. километров дорог. При этом все активнее шла речь о том, что программу необходимо реализовывать опережающими темпами. Поэтому о формировании пятилетнего плана, который ускорит достижение национальных целей, заговорили уже в прошлом году. Реалии 2022 года, требующие новых стимулов для роста экономики и решения задач в социальной сфере, лишь подтвердили его необходимость.
«В текущих условиях нам необходимо нарастить, форсировать темпы инфраструктурного строительства. Не просто проводить все запланированные работы в утверждённые сроки, а стараться максимально сдвигать их «влево», то есть выполнять их раньше, быстрее вводить новые участки дорог, – сказал на совещании 2 июня Владимир Путин. – С учётом набранной динамики дорожного строительства, задач сбалансированного развития всей территории страны мы можем и должны поставить более амбициозную задачу: не только обустроить дороги точечно в крупнейших городах и агломерациях, а организовать эту работу повсеместно, а именно, за предстоящие пять лет привести в нормативное состояние не менее 85% всей – подчеркну – всей опорной сети автодорог страны».
Ключевым при этом снова становится вопрос финансирования. Более амбициозные цели требуют больших ресурсов, и, судя по озвученным цифрам, у государства есть готовность их предоставить. Общая стоимость пятилетнего плана дорожного строительства составит 13,2 трлн рублей. Из них 5,4 трлн – средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн – региональные, 436 млрд – деньги Фонда национального благосостояния.
Ключевые показатели
Привести 85% опорной сети автодорог страны в нормативное состояние – красивая, но не совсем понятная цель. Какие конкретные цифры за ней скрываются?
Согласно озвученным вице-премьером Маратом Хуснуллиным параметрам плана, по итогам пяти лет в России будет построено и реконструировано более 4 тыс. километров дорог. Еще 3 тыс. – расширят с двух до четырех полос. Отремонтировать планируется 110 тыс. километров путей, в том числе 650 мостовых сооружений. При этом вся опорная сеть дорог в России насчитывает 138 тыс. километров, из которых 63 тыс. – федеральные трассы, 75 тыс. – региональные. Это дороги, охватывающие более 100 млн жителей и являющиеся главными транспортными и грузовыми магистралями. И до 2027 года будет отремонтировано почти 80% из них.
Также в план включено строительство 46 обходов городов, в том числе федерального значения – во Владикавказе, Волгограде, Гудермесе, Набережных Челнах, Саратове и Твери. Также планируется закончить региональные обходы Кемерова, Калуги, Липецка, Лобни, Пскова, Калининграда, Астрахани, Майкопа, Тольятти, Перми.
Кроме того, в программу вошли работы по развитию транспортных коридоров «Север ‒ Юг» и «Запад ‒ Восток». Вместе с тем будет повышена транспортная доступность туристических кластеров.
Крупные проекты
Известно, что средства из Фонда национального благосостояния пойдут на строительство обхода Твери и участка М-12 «Казань ‒ Екатеринбург». Трасса, благодаря которой гипотетически Москву могут соединить с Китаем, уже активно строится: идет прокладка коммуникаций, активно осуществляется подготовка территорий. Благодаря проекту и с учетом работ по коридору «Запад – Восток», время движения из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга в перспективе может сократиться с 30 до 17,5 часа.
В течение пятилетки полностью приведут в порядок трассу М-5 «Урал». Сейчас это самая аварийная дорога в стране, но после реставрации 250 километров дороги ситуация должна измениться к лучшему. Активно будет идти работа и по другим важным, уже начатым объектам – это реконструкция трассы М-3 «Украина» в Московской и Калужской областях, а также расширение трассы М-1 «Беларусь».
Один из ключевых моментов плана – разгрузка дорог на юге России и расширение путей по привлекательным для туристов направлениям: Домбай, Лагонаки в Адыгее, «Три вулкана» на Камчатке и другие.
Так, в рамках проекта «Южный кластер» будет построена скоростная трасса Горячий ключ – Туапсе вместе с обходами Адлера, Сочи и Лазаревского. Планируется, что после его реализации один из самых проблемных участок юга – между Сочи и Джубгой – будет разгружен.
Еще один перспективный проект – «Меридиан». Он связан со строительством Юго-Западной хорды, соединяющей Урал с портами Азовского, Каспийского и Черного морей. Благодаря ему впервые появится возможность напрямую связать с югом крупнейшие города «сердца» нашей страны: Екатеринбург, Самару, Саратов. Приятный бонус – это позволит разгрузить и столичные магистрали, так как раньше все пути шли через Москву.
Также разработано несколько вариантов КАД-2 для Санкт-Петербурга. Новая кольцевая автодорога будет выходить прямо на М-11 «Нева».
Зачем нужно?
Основная цель пятилетнего плана дорожной деятельности – обеспечить качественными трассами жителей всех регионов России. Однако доступность транспортных путей – важный, но единственный показатель, на который стоит ориентироваться.
Программа будет иметь и другие значимые эффекты:
· Увеличится скорость перемещения по стране.
· Значительно снизится аварийность на дорогах.
· Появится стимул для экономического развития – улучшится логистика, появятся новые квалифицированные кадры, повысится производительность труда. Появится стабильный спрос на металлопродукцию, строительные материалы и технику.
· Власти ожидают, что реализация программы только в виде налоговых поступлений и сборов принесет в казну более 3 трлн рублей.
Но для этого еще предстоит проделать колоссальную работу и по масштабам, и по территории, и по объёмам финансирования.