Найти тему
Путешествия души

Саграда Фамилия. Барселона искупает грехи. Часть 3

Собор начал жить

А тем временем на строительной площадке кипела не только работа, но и обычная жизнь: рабочим выделялись огороды на незанятой части земли, по воскресеньям устраивались пикники и гуляния, вечерами молодые архитекторы приходили послушать сеньора Антонио. 1895-99 годах была построена часть клуатра и портал Св. Девы Розария.

А в 1909-10 гг. на месте будущего главного фасада для детей прихожан было построено здание временной церковно-приходской школы. Как говорят: «нет ничего более постоянного, чем временное», и школа стоит до сих пор, демонстрируя всем лёгкость и дешевизну постройки без несущих стен.

Гауди рассказывает про строительство храма нунцию Ватикана Франческо Рагонези (1915 г.)
Гауди рассказывает про строительство храма нунцию Ватикана Франческо Рагонези (1915 г.)

Строительство храма то прекращалось на неопределённое время, то возобновлялось. Перебои были связаны с непостоянным притоком финансирования, хотя даже сам Гауди выступал сборщиком пожертвований. Причём таким ярым, что знакомые уже опасались встречаться с чокнутым архитектором: все знали, что он будет просить денег на строительство своего храма и не отстанет, пока не выпросит их.

Фасад Рождества был закончен к 1900 году. А ведь путь только-только начинался: нужно было достроить башни этого фасада, затем ещё два поперечных фасада, внутреннее пространство... И уже самому Антонио было непонятно, как в начале строительства он мог думать о возможности завершения проекта за 18 лет!

-2

Первая башня Фасада Рождества была построена только в 1918 году. К этому времени у Гауди остался только один проект – Саграда Фамилия. После череды личных потерь и разочарований, Гауди покинул своё жилище в Парке Гуэль и переехал жить на стройку Саграды Фамилии. Он всё больше углублялся в работу над храмом, который стоил ему в общей сложности 40 лет жизни.

По мере погружения в эту тему, Гауди становился всё более набожным. Мне кажется, он настолько сильно проникся идеей, что это было похоже на вхождение в транс. Это перекликается с традициями иконописцев, когда прежде чем приступить к работе, они долго молились и соблюдали пост – чтобы очистить тело и душу. Так и Гауди: каждый день он читал двухтомник «Литургический календарь» бенедиктинца Дома Гуерангера, поэтому прекрасно разбирался в символике оформления литургии, цветов одежд и украшений, надеваемых священнослужителями для разных случаев в ходе мессы и причастия.

Всем этим богатым словарём символов архитектор украшал свой храм. Он представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилия как яркий многоцветный псалом во славу Господа. Скульптуры Фасада Рождества и мозаика, венчающая башни и колокольни, тоже предполагалось сделать цветными – в противовес монохромной готике, как доказательство того, что вера не обязательно должна быть скупой на радости.

Если не можешь строить, придумывай

В начале XX века Испания погрузилась в пучину гражданской войны, и поскольку деньги на строительство храма в условиях разрухи было практически невозможно достать, Гауди погрузился в проектирование.

В гипсовой модели Саграда Фамилия возвышаются 18 башен, символизирующих апостолов, евангелистов, Деву Марию и Христа. Башня-символ Спасителя расположена в центре, она самая высокая – 170 метров, всего на 1 метр ниже горы Монтжуик – чтобы творение человека не превосходило созданное Богом. Башни-евангелисты венчают атрибуты епископов (посох, митра, весы, крест), которыми, как считалось в раннем христианстве, стали апостолы. Девизы на башнях гласят миру: Sanctus, Sanctus и Hosanna Excelsis (Славься Всевышний).

Первоначально эти башни должны были быть четырехгранными, но затем Гауди изменил проект. И башни стали круглыми в плане, колоннообразными, витыми, как морские ракушки.

Антонио экспериментировал с формой удлиненных колоколов, колоколов-труб. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована так, чтобы функционировать как грандиозный орган. Предполагалось, что ветер, проходя через отверстия башен, будет звучать как настоящий хор, сливаясь с хором 1500 живых человеческих голосов и гласом пяти органов. «Звучащий камень пытается спеть рождественский гимн», — писал испанский политик Марагалл в 1900 году. Хор небесный и хор земной.

Первая башня храма, 100-метровая колокольня фасада Рождества, посвящённая Св. Варнаве, была закончена в 1925 году. И с этого момента к восприятию базилики добавился ещё один орган – слух. Следуя природе, Гауди старался сделать своё творение целостным, собрать воедино зрение, осязание и звук. Антонио говорил:

«слух соответствует вере, а зрение — славе, поскольку слава — это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет».

Фасад Рождества с единственной колокольней, крипта и одна из сторон клуатра – только это Антонио увидел воплощённым. Гауди погиб совершенно нелепо: в 1926 году его сбил первый, пущенный в городе трамвай. Если бы мастера сразу же доставили в больницу, возможно, он бы выжил.

Но выглядел архитектор как бродяга, телевидения тогда не было, и никто не признал в лежащем на тротуаре старике гения города. Никто не помог ему, пока полиция не остановила такси. Гауди привезли в больницу для бедных, которая находилась очень далеко от места происшествия. Это была уже знакомая нам Больница Святого Креста и Святого Павла. Та самая, которую строил уже давно почивший соперник Гауди, та, в которой мастер Антонио находил так много пищи для своего творения, та, которая теперь соединяется с Саградой Фамилией бульваром, носящем имя Гауди. В этой больнице и скончался Гауди.

Продолжение следует...

PS. Если вам понравилась статья, нажмите лайк. Так я буду понимать, что вам интересно. И я всегда рада поговорить: комментарии приветствуются.