Новое начало
После этого печального события строительство храма принял на себя ближайший соратник архитектора Доменек Сугранес. И за 12 лет успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества, завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, и провёл ряд исследований жёсткости конструкций.
После смерти Сугранеса в строительстве базилики зияет большой пробел, вплоть до 1952 года, когда необходимость искупления новых грехов пришла на смену злости войн.
В 1954 году было положено начало строительства западного фасада Страстей. Во время гражданской войны сгорела существенная часть набросков, эскизов, моделей, которые Гауди оставлял для будущих поколений, ибо понимал, что ему не суждено увидеть окончание строительства. После пожара огромный пласт информации был утерян навсегда: не всё удалось разыскать по фотографиям и записям, сохранившимся у учеников и потомков участников стройки. Так что сейчас нашим современникам особенно сложно угадать намерения творца и не выбиться из колеи концепции.
Фасад Страстей
Фасад Страстей – это уже первый результат, по которому мы можем попробовать оценить, получается ли. Моё личное знакомство с базиликой началось именно с него. Я вышла из автобуса, посмотрела на фасад и чуть не вернулась обратно.
Современный Фасад Страстей - будто набросок, незаконченный эскиз. «Никакой» – вот что подумала я, и удивилась, что все так превозносят этот храм. Потом же наша экскурсия прошла вдоль стройки западного фасада, завернула за угол, и я увидела хронологическое начало.
Меня поразила эта карикатурность настоящего по сравнению с прошлым. Особенно если сравнить его с возведённым Гауди Фасадом Рождества, в котором до деталей продумана и вырезана каждая фигурка. Поэтому осмотр храма обязательно надо начинать именно с южного фасада. Чтобы филигранность выделки Рождественского фасада звучала торжественным аккордом, а не отдалённым эхом величия.
В 1961 году была завершена крипта, сейчас в ней открыт очень интересный музей, в котором хранятся оставшиеся модели, расчёты и эскизы образов. Ещё через 16 лет были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
Теперь строительство продвигалось вполне ощутимыми темпами. За последние 20 лет XX века были возведены главный неф и трансепты, а также их своды и фасады.
Внутрь храма тоже можно войти. Сейчас внутри стройка. Стоят колонны-платаны, свет льётся через цветные витражи и раскрашивает полупустое строящееся помещение. Трудно поверить, что когда-нибудь это всё оживёт.
Фасад Славы
С третьим же фасадом - фасадом Славы, который ещё только строится, я боюсь, что ситуация будет ещё хуже. Гауди создавал его наброски в начале 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объёмные анализы и наброски символико-иконографического характера.
По идее автора, Фасад Славы – обращён к морю, и миссия у него особенная: через сцены ада, грехопадений и их последствий внушить человечеству надежду в небесное спасение – после покаяния и искупления. Сейчас остаётся только гадать, насколько эфемерными будут намёки на первоначальный замысел.
В начале XXI века были закончены своды галереи, появились средокрестие и апсида. На них уже планируется строительство двух главных башен: башни апсиды, посвящённой Деве Марии и главная 170-метровая, увенчанная крестом. По задумке Антонио ночью она должна освещаться прожекторами, установленными на двенадцати апостольских башнях, и ещё один источник света должен быть установлен на её капители. Тогда венчающий башню крест будет светиться: «Я есьмь Свет Миру». И будет Барселона благословенна. И отпустятся ей грехи ея.
Последние данные
29 ноября 2021 г. Собор Святого Семейства завершил строительство башни Девы Марии, и звезда заняла своё место на её вершине. Это был исторический момент, так как это последняя часть башни, которая меняет горизонт Барселоны.
В течение нынешнего года, предполагается завершить две башни евангелистов Луки и Марка и надстроить три уровня башни Иисуса Христа.
Окончание строительства планируется в 2026 году. Успеют ли, неизвестно?.. Но пока тысячи глаз смотрят на строящийся храм: ажурные стрелы строительных кранов словно замещают пока ещё не построенные башни.
Я думаю, что окончание строительства Саграды Фамилии – совершенно противоестественно её концепции. Пока приходят пожертвования, строится храм, Барселона искупает свои грехи. Это нескончаемый процесс – как сама жизнь. Разве можно её завершить?
* * *
Близко, но не вживую я впервые увидела Саграда Фамилия в аэропорте – на огромном постере. И впервые осознала, что этот храм похож на песочный замок. Как будто он не вырос от земли, а спустился с неба – капля за каплей. Когда я остановилась у подножья уже реального храма и подняла голову вверх, вместе с самим Фасадом Рождества, на меня обрушилось вся сила и безумие гения.
Чтобы понять степень шизофрении создателя храма, мне кажется, поможет такой эпитет. Представьте, что вы строите песочный замок на берегу моря, по перед тем, как вырастить очередную башню из очередной пригоршни песка, вы подробно обдумываете форму и концепцию и символическое значение для каждой песчинки, находите для каждой прототип, скрупулёзно вытачиваете её форму, чтобы она выглядела максимально естественной и не похожей на других. Это – принцип создания миров, принцип, которым руководствовался Творец нашего мира.
И это озабоченное, почти невыносимое стремление к совершенству, чистейший перфекционизм - ведь того, своего самого лучшего учителя Гауди так и не догнал, и знал, что не сможет. Наверное, он был бы счастлив, что его творение жизни потомки будут сравнивать с песочным замком – союзом природы и человека. Замок из морского песка, возведённый ребёнком на берегу южного моря под лучами солнца. И иллюзия долговечности вмиг развеется, как только нахлынет ещё одна волна, чуть больше чем её предшественница.
Что же такого запретного вызнал Гауди у природы, что появился тот первый и последний нелепый трамвай?..
PS. Если вам понравилась статья, нажмите лайк. Так я буду понимать, что вам интересно. И я всегда рада поговорить: комментарии приветствуются.